Аликова Самиха Хасановна
Сообщение для педсовета «Значение природы в жизни людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение природы в жизни людей велико и многообразно. Природа - это вся вселенная, c существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли - в биосфере. Составной частью, которой является живые существа - мир растений и животных человек. Природа - источник материальных и культурных благ человека. Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека: зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют в него кислород. Природа играет большую роль в создании ценностей искусства. Природа могучий источник познания. Изучение работы и сложных организмов является ключом к технике, изобретениям и открытиям, созданию приборов. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, сделать его более чутким.
Публикация «Сообщение для педсовета „Значение природы в жизни людей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистичных знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к ней.
В процессе ознакомления с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядный (наблюдение, рассмотрения картинок, демонстрации кинофильмов, практические (игровой метод, труд, элементарные опыты, словесный (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).
Наглядные методы
Наблюдение - целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеет опыт, знания и умения ребенка.
Организация с детьми наблюдения природы, воспитатель решает в единстве ряд задач: формирует у детей знания о природе, учить наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетическое чувство.
В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, структуру, пространственное расположение частей и т. д.
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используются более сложный вид наблюдения. Длительное наблюдение, в нем детям приходится сравнивать наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Рассматривание картин дает возможность подробно рассмотреть явление природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно делать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.
При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные предметные, а также художественные картины. Картины используются во всех возрастных группах: в младшей группе - для уточнения и конкретизации представлений и закрепления. С детьми в средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний ребят. В старших группах картины используются для формирования понятий. Например, для формирования понятий осень в подготовительной к школе группе, следует отобрать три картины с изображениями осенних явлений природы в разные периоды осени.
Художественные картины целесообразно рассматривать только со старшими дошкольниками.
В ознакомлении детей с природой в детском саду используют диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы. Учебный экран формируют у детей представления о динамике явлений природы : рост и развитие растений и животных о труде взрослых дает возможность в короткий срок показать явления, которые протекают длительное время.
Практические методы
Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры. В них дети накапливают чувственный опыт творчески осваивать приобретенные знания. В ознакомлении детей с природой используют дидактические, подвижные и творческие игры.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применить имеющиеся знания в новых условиях, активируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствует воспитанию у детей умение играть вместе.
Подвижные игры природоведческого характера связанны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явление неживой природы. Это такие игры как "Наседка и цыплята", "Мыши и кот", "Солнышко и дождик" и т. д.
Творческие игры. Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям. Однако воспитатель должен внимательно приглядываться к творческим играм, чтобы учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, достаточно полны, какие еще следует уточнить, расширить. Для развертывания творческих игр природоведческого характера необходимо создавать условия: вносятся наборы игрушек, сельскохозяйственные машины, животные и другие. Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом песком, снегом, глиной, мелкими камушками, шишками и другое. В них дети созидая, познают свойства и качества материалов, этими играми надо руководить.
Труд в природе. Труд детей в природе имеет большое воспитательское значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям. Помимо воспитательных задач в процессе труда решаются и образовательные. Дети получают представление об объектах труда свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений и животных и так далее. Ухаживаю за растениями и животными, дети приобретают навыки труда.
Элементарные опыты
Для установления причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыт - наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Она предполагает воздействие на предмет и явление их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем, но может быть выдвинута и самими детьми. Заключительным моментом опыта является формирование выводов на основе полученных результатов.
Словесные методы
В ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественный природоведческой книги, беседу.
Использование словесных методов решается ряд задач. Словом конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными примерами, использовать картины, диафильмы и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе.
Рассказ воспитателя
Ценность рассказы определяется тем, что он, решая определенные образовательные задачи, строится с учетом опыта и интереса дошкольников и адресован детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказы для детей является достаточно сложной функции найти деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слушать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его на основе словесного описания, активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Все это определяет требования к рассказу воспитателя о природе.
Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Яркость образность и конкретность языка - обязательные требования к рассказу воспитателя. Хорошо воспринимается детьми рассказ по использованию наглядности.
Беседа
Исходя из дидактических задач выделяют два вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа, как метод ознакомления детей с природой, используется в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Чтение художественной литературы. Детская книжка о природе используется, прежде всего, в воспитательных целях является видом искусства, она воздействует не больно на сознание ребенка, но и на его чувства. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания у ребят познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет ребят присматриваться к окружающей природе. Большое значение в жизни детей имеют произведения, каких писателей как В. В. Бианки, М. М. Пришвина, Н. Сладкова, Е. Пермяка, Г. Скребицкого, В. Чаплина и многие другие.
Формы ознакомления дошкольников с природой. Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни, в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы.
Занятие по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность сформировать знания в последовательности с учетом возможностей детей и особенности природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируются система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определённой системе и последовательности развиваемся основные познавательные процессы и способности детей. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.
Обучение на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтения художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.
Начиная со средней группы, организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.
Экскурсия один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Дети видят растения и животных в среде их обитания.
Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, способствуют развитию эстетических чувств.
Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.
Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может познакомить ребят с теми явлениями природы представления, о которых складываются длительное время. Во время игр с природным материалом у детей накапливается чувственный опыт. Они видят природные явления в естественных условиях, во всех связях и отношениях. Прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой.
Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки (с выходом за пределы участка детского сада).
В работе по ознакомлению дошкольников с природой большие требования предъявляются к воспитателю. Прежде всего, воспитатель сам должен любить родную природу чувствовать ее красоту. Особенно важно изучить природу своей местности, пронаблюдать сезонные изменения, составить календарь, научиться распознавать наиболее распространённые растения и животных, знать, где можно их встретить. Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка.