МААМ-картинки

Сообщение для педсовета «Значение природы в жизни людей»

Аликова Самиха Хасановна
Сообщение для педсовета «Значение природы в жизни людей»
▼ Скачать + Заказать документы

Значение природы в жизни людей велико и многообразно. Природа - это вся вселенная, c существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли - в биосфере. Составной частью, которой является живые существа - мир растений и животных человек. Природа - источник материальных и культурных благ человека. Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека: зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют в него кислород. Природа играет большую роль в создании ценностей искусства. Природа могучий источник познания. Изучение работы и сложных организмов является ключом к технике, изобретениям и открытиям, созданию приборов. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, сделать его более чутким.

Публикация «Сообщение для педсовета „Значение природы в жизни людей“» размещена в разделах

Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистичных знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к ней.

В процессе ознакомления с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядный (наблюдение, рассмотрения картинок, демонстрации кинофильмов, практические (игровой метод, труд, элементарные опыты, словесный (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

Наглядные методы

Наблюдение - целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеет опыт, знания и умения ребенка.

Организация с детьми наблюдения природы, воспитатель решает в единстве ряд задач: формирует у детей знания о природе, учить наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетическое чувство.

В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, структуру, пространственное расположение частей и т. д.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используются более сложный вид наблюдения. Длительное наблюдение, в нем детям приходится сравнивать наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Рассматривание картин дает возможность подробно рассмотреть явление природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно делать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.

При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные предметные, а также художественные картины. Картины используются во всех возрастных группах: в младшей группе - для уточнения и конкретизации представлений и закрепления. С детьми в средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний ребят. В старших группах картины используются для формирования понятий. Например, для формирования понятий осень в подготовительной к школе группе, следует отобрать три картины с изображениями осенних явлений природы в разные периоды осени.

Художественные картины целесообразно рассматривать только со старшими дошкольниками.

В ознакомлении детей с природой в детском саду используют диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы. Учебный экран формируют у детей представления о динамике явлений природы : рост и развитие растений и животных о труде взрослых дает возможность в короткий срок показать явления, которые протекают длительное время.

Практические методы

Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры. В них дети накапливают чувственный опыт творчески осваивать приобретенные знания. В ознакомлении детей с природой используют дидактические, подвижные и творческие игры.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применить имеющиеся знания в новых условиях, активируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствует воспитанию у детей умение играть вместе.

Подвижные игры природоведческого характера связанны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явление неживой природы. Это такие игры как "Наседка и цыплята", "Мыши и кот", "Солнышко и дождик" и т. д.

Творческие игры. Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям. Однако воспитатель должен внимательно приглядываться к творческим играм, чтобы учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, достаточно полны, какие еще следует уточнить, расширить. Для развертывания творческих игр природоведческого характера необходимо создавать условия: вносятся наборы игрушек, сельскохозяйственные машины, животные и другие. Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом песком, снегом, глиной, мелкими камушками, шишками и другое. В них дети созидая, познают свойства и качества материалов, этими играми надо руководить.

Труд в природе. Труд детей в природе имеет большое воспитательское значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям. Помимо воспитательных задач в процессе труда решаются и образовательные. Дети получают представление об объектах труда свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений и животных и так далее. Ухаживаю за растениями и животными, дети приобретают навыки труда.

Элементарные опыты

Для установления причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыт - наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Она предполагает воздействие на предмет и явление их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем, но может быть выдвинута и самими детьми. Заключительным моментом опыта является формирование выводов на основе полученных результатов.

Словесные методы

В ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественный природоведческой книги, беседу.

Использование словесных методов решается ряд задач. Словом конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными примерами, использовать картины, диафильмы и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе.

Рассказ воспитателя

Ценность рассказы определяется тем, что он, решая определенные образовательные задачи, строится с учетом опыта и интереса дошкольников и адресован детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказы для детей является достаточно сложной функции найти деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слушать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его на основе словесного описания, активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Все это определяет требования к рассказу воспитателя о природе.

Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Яркость образность и конкретность языка - обязательные требования к рассказу воспитателя. Хорошо воспринимается детьми рассказ по использованию наглядности.

Беседа

Исходя из дидактических задач выделяют два вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа, как метод ознакомления детей с природой, используется в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Чтение художественной литературы. Детская книжка о природе используется, прежде всего, в воспитательных целях является видом искусства, она воздействует не больно на сознание ребенка, но и на его чувства. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания у ребят познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет ребят присматриваться к окружающей природе. Большое значение в жизни детей имеют произведения, каких писателей как В. В. Бианки, М. М. Пришвина, Н. Сладкова, Е. Пермяка, Г. Скребицкого, В. Чаплина и многие другие.

Формы ознакомления дошкольников с природой. Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни, в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы.

Занятие по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность сформировать знания в последовательности с учетом возможностей детей и особенности природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируются система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определённой системе и последовательности развиваемся основные познавательные процессы и способности детей. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Обучение на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтения художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Начиная со средней группы, организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.

Экскурсия один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Дети видят растения и животных в среде их обитания.

Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, способствуют развитию эстетических чувств.

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.

Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может познакомить ребят с теми явлениями природы представления, о которых складываются длительное время. Во время игр с природным материалом у детей накапливается чувственный опыт. Они видят природные явления в естественных условиях, во всех связях и отношениях. Прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой.

Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки (с выходом за пределы участка детского сада).

В работе по ознакомлению дошкольников с природой большие требования предъявляются к воспитателю. Прежде всего, воспитатель сам должен любить родную природу чувствовать ее красоту. Особенно важно изучить природу своей местности, пронаблюдать сезонные изменения, составить календарь, научиться распознавать наиболее распространённые растения и животных, знать, где можно их встретить. Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка.

Публикации по теме:

Исследовательское — познавательное мероприятие «Вода в жизни людей» (подготовительная группа) Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни людей. Ход: Воспитатель: Ребята! Поговорим с вами о воде в жизни людей. Это самое.

Конспект открытого занятия «Электричество в жизни людей» Направление – Социально-личностное развитие. Образовательная область – Социализация, безопасность. Интеграция с другими направлениями –.

Конспект занятия «Значение природы в жизни человека» - Ход занятия Воспитатель: - Дети, природа имеет важное значение в жизни каждого человека: кроме красоты и прекрасного настроения, она.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Сообщение для педсовета «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» "Устное народное творчество в развитии речевой активности детей". Культура россиян невозможно представить себе без народного искусства,.

Сообщение для педсовета «Воспитание уважения к матери, отцу» Воспитываем уважение к матери, отцу. Вопросы взаимоотношений родителей и детей волнует не только родителей и воспитателей, но и всю нашу.

Сообщение из опыта работы «Здоровый образ жизни детей — забота общая» Ребенок до 7 лет проходит огромный путь развития. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем.

Сообщение к педсовету. Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольника к здоровому образу жизни ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №709 Дошкольного образования №2.

Сообщение на родительском собрании «Задачи обучения и воспитания детей 4 года жизни» Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть всех Вас в новом учебном году в нашем детском саду. Хочется поздравить вас, с тем,.

Значение природы в развитии творческих способностей ребенка Природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений мастеров изобразительного искусства. В лучших произведениях литературы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение для педсовета «Значение природы в жизни людей»
Опубликовано: 25 октября 2016 в 22:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение для педсовета «Значение природы в жизни людей»» (включая файлы) размещена пользователем Аликова Самиха Хасановна (УИ 280771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД