Марина Ефимова
Снятие психоэмоционального напряжения через тактильно-кинестетические игры (средства общения)
▼ Скачать + Заказать документы
Снятие психоэмоционального напряжения через тактильно- кинестетические игры (средства общения).
Укрепление физического и психического здоровья дошкольников является приоритетной задачей в работе с детьми в соответствии с ФГОС ДО. Особое внимание нами уделяется обеспечению эмоционального благополучия воспитанников, которое определяется, как отсутствие психоэмоционального напряжения, положительное самоощущение и является важнейшим показателем психического здоровья ребенка, определяющим условием успешности его развития.
Публикация «Снятие психоэмоционального напряжения через тактильно-кинестетические игры (средства общения)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
В современном мире нам никуда не деться от научно-технической революции. Компьютерные игры развивают у ребенка внимание, быстроту реакций, тренируют память. С помощью таких игр развивается логическое мышление, мелкая моторика рук, зрительно-моторная координация. Ребенок учится аналитически мыслить в нестандартной ситуации, классифицировать и обобщать понятия, стремится к достижению цели.
Безусловно, это все хорошо.
Но по статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников и в частности, изменения в его психоэмоциональной составляющей. Все чаще нам приходится встречать детей в состоянии психоэмоционального напряжения.
Чтобы расти и развиваться ребенку нужна атмосфера доброжелательности, любви, защищенности и принятия. Ощущение своей нужности, уверенность в себе, сопричастность к происходящему, позитивный настрой - способствуют устойчиво-положительному и комфортно-эмоциональному состоянию ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка - это показатель оптимальности его развития: адекватная самооценка, благоприятное формирование психологической устойчивости, саморегуляции и самоконтроля, ориентация ребенка на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в детском саду, в семье и вне семьи.
Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, агрессия - всегда вызывают напряжение. Ориентиром дискомфорта является настроение ребенка, а также появление ряда негативных признаков: ребенок становится вялым, рассеянным, теряет интерес к тому, что ранее вызывало активность; у него отмечается беспокойный сон, потеря аппетита; он устает даже от незначительной нагрузки; отказывается от детских игр, стремится к уединению; появляются неуверенность, беспричинная обидчивость, плаксивость, упрямство и даже агрессивность. Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к угнетенному состоянию. В детском саду нами уделяется существенное внимание предупреждению и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.
Существует множество рекомендаций по снятию психоэмоционального напряжения. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. В нашей работе мы убедились в том, что не только упражнения на релаксацию, игры на совместное творчество помогают снятию напряжения, но и тактильно- кинестетические средства общения отлично справляются с поставленной задачей.
Тактильная форма ощущений- это ощущения, которые мы получаем через кожу : горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Начиная с раннего возраста, физический контакт в виде прикосновения, поглаживания, поцелуев и т. д., является во многих случаях исключительно важным источником взаимодействия личности с окружающим миром. Прикосновения в виде поглаживаний выполняют функцию одобрения, эмоциональной поддержки у нас. Тактильно- кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. В НОД проводится обучение детей игровым способам выхода негативных эмоций, где особое внимание уделяется эмоциональной разрядке при помощи физических и тактильно- кинестетических действий.
Таким образом, применение на практике специальных игр и упражнений, является действенным способом снятия психоэмоционального напряжения, развития социальных эмоций, сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, а также предупреждения утомления, оптимизации познавательной активности.
В нашей ежедневной работе мы используем методику организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Эта методика описана Л. В. Свирской и носит название Групповой сбор. Во время группового сбора мы не только учимся приветствовать друг друга по-разному, необычно и весело, но и включаем игровые упражнения, которые помогают настроиться на одну эмоциональную волну. Это и элементы массажа друг друга, игры с мячами из разных материалов (стеклянные, деревянные, колючие, изготовленные из кусочков разных тканей и т. д.). Очень хорошие результаты дают игры на рисование разными способами: с закрытыми глазами, в парах, рисование на спинах друг друга. В наших наблюдениях мы заметили, что поначалу дети стеснялись друг друга, не хотели дотрагиваться до другого и не желали, чтобы дотрагивались до них. Но по прошествии некоторого времени эти игры сплотили детский коллектив, сделали детей более дружелюбными и менее агрессивными по отношению друг к другу. Это доказывает то, что проводимая нами работа начала привносить изменения в психоэмоциональное состояние детей.
Помимо группового сбора мы проводим тематические дни, которые получили названия «Посмотри руками», «Двигаемся как (любое живое существо)», «Слушай внимательно», «Удивительно пахнет». Во время этих дней мы стараемся максимально подобрать игры и упражнения, направленные на развитие определенного органа чувств. Это всевозможные игры в «Волшебный мешочек», «Ощупай и отгадай что это?», тактильные дощечки, емкости с разными наполнителями. Мы стараемся передать движения разных животных. В день, посвящённый развитию обоняния мы используем известные приятные запахи, которые не вызывают аллергическую реакцию. Все эти мероприятия благотворно сказываются на атмосфере детского коллектива. Уже сейчас мы отмечаем снижение негативных реакций, таких как нежелание выполнения поставленных задач, более спокойное реагирование на неудачу, снижение уровня тревожности.
Одним из принципов ФГОС является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей –обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Поэтому к своей работе мы решили привлечь родителей наших воспитанников.
Для достижения положительного результата, в нашей работе используются такие традиционные формы работы с семьёй, как:
1. Беседы — индивидуальные и групповые — в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома и на улице для предупреждения эмоционального напряжения у детей.
2. Консультации. Целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
3. Совместные досуговые мероприятия – помогают родителям и детям стать еще ближе. На таких мероприятиях организуются игры, которые помогают ребенку расслабиться, убедиться в том, что он любим своими родителями.
4. Разработка и оформление стендовой информации – позволяет познакомить родителей с задачами воспитания, с вопросами, касающимися здоровой психологической атмосфере в семье.
5. Родительские собрания – позволяют наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие план.
6. Мастер классы- позволяют вовлечь родителей в педагогический процесс и достичь взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, на их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться и формы работы детского сада с семьей.
Одна из эффективных форм взаимодействия семьи и нашего детского сада – это проведение совместных занятий. Из опросов родителей стало ясно, что детям, и родителям интересна такая деятельность. Поэтому занятия проводятся в форме совместных досугов, в процессе которых родители и дети вместе играют, общаются, узнают новое. Данная форма работы способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.
Так же такие мероприятия способствуют повышению психолого-педагогической культуры родителей, формированию потребности в здоровом образе жизни семьи, получению необходимых знаний о развитии ребенка, снижают дефицит положительных эмоций у детей и родителей, обеспечивают преемственность воспитания детей в семье и в детском саду.
Нами были проведены совместные досуговые мероприятия, на которых мы показывали родителям в какие игры и какие упражнения можно использовать дома для того чтобы снизить психоэмоциональное напряжение. Приятно было отметить, что на эти мероприятия приходили не только мамы, но и папы и даже бабушки.
Все эти совместные встречи были направлены на то, чтобы улучшить эмоциональное отношение между взрослыми (родителями, педагогами) и детьми, установить положительный эмоциональный контакт родителей с детьми, укрепить физическое и психическое здоровье.
Мы предполагали, что родители овладеют способами тактильного взаимодействия с ребенком в совместной двигательно-игровой деятельности. А это положительно скажется на формировании доверительных отношений между взрослыми и детьми.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных занятий. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Основу таких занятий составляют игры и игровые задания. Игровые задания с двигательной активностью сменяются заданиями на внимательность, на развитие мелкой моторики, исполнением музыкально-ритмических композиций. Эмоциональность таких занятий дает возможность ребенку проявить свои склонности и таким образом получить психологическое удовлетворение от участия в них.
В формировании зрелости психоэмоционального здоровья детей участвует не только педагогический коллектив нашего детского сада, но и родители воспитанников. Наблюдения педагогов показали, что дети на совместных занятиях всегда старательно выполняют задания, активны, самостоятельны, инициативны, стараются получать положительную оценку от взрослых – не только педагогов, но и родителей.
Таким образом, включение специальных игр и упражнений на снятие психоэмоционального напряжения способствует развитию уверенности в себе, самоуважения, чувства собственного достоинства ребенка. Совместная деятельность детей и взрослых укрепляет семью — улучшает микроклимат, взаимопонимание. В процессе занятий происходит: стимулирование фантазий и воображения в игровой форме; обучение совместной деятельности; развитие естественных коммуникативных навыков, тренировка внимания на основе следования сюжетной линии занятия; закладывание основ для дальнейшего развития.
Все эти факторы помогают воспитывать всесторонне развитую личность, с крепким физическим, умственным и психоэмоциональным здоровьем.