Екатерина Шашурова
Консультация «Снижение мотивации детей к школьному обучению: почему и как преодолеть»
▼ Скачать + Заказать документы
"Снижение мотивации детей к школьному обучению : почему и как преодолеть"
Многие дети с нетерпением ждут того момента, когда они пойдут в первый класс. Первый учитель, новые знакомства, да и много чего ещё ожидает ребенка в школе. Первые недели, а иногда и месяца, заполнены радостью, а к знаниям ребёнок стремится с большим энтузиазмом. Но наступает такое время, когда малыш осознаёт, что ходить ему сюда придётся ещё одиннадцать лет, а учебная нагрузка и требования к дисциплине ложатся тяжёлым камнем на его плечи.
Публикация «Консультация „Снижение мотивации детей к школьному обучению: почему и как преодолеть“» размещена в разделах
Так почему происходит так, что ребёнок может успешно учиться, но почему то не хочет? Все начинается еще с поступления в школу.
Проблема снижения мотивации детей к школьному обучению занимает одно из центральных мест в образовательных учреждениях. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями развития и модернизации образования.
Практическая значимость обусловлена обновлением содержания обучения школьников, формированием приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
Мотивация обучения детей является объектом для исследования многих учёных. В той или иной степени ею занимаются:
• Ильин Е. П.
• Маркова А. К.
• Божович Л. И.
• Чеботарёва Е. Ю.
Учебная мотивация
– проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы :
• познавательные;
• коммуникативные;
• эмоциональные;
• мотивы саморазвития;
• позиция школьника;
• мотивы достижения;
• внешние
(поощрения, наказания).
В мотивации учения младших школьников ведущую роль играют широкие социальные мотивы, прежде всего «позиционный» мотив (быть хорошим учеником) и мотив долга и ответственности (чувство долга перед учителями и родителями).
Собственно учебная мотивация не занимает значимого места в мотивации учения детей в начальной школе, они не испытывают серьезного интереса к содержанию и способам учебной деятельности. Уровень мотивации школьников к учебе снижается чаще всего к концу младшего школьного возраста.
С переходом в среднее звено происходят серьезные изменения в мотивационной сфере детей.
Мотив долга и ответственности отходит на вторые позиции, а другие социальные мотивы подростком недостаточно осознаны.
Важнейшая потребность детей подросткового возраста – это потребность в самоутверждении, желание занять определенное место в коллективе. Поэтому притязание на признание со стороны сверстников может стать важным стимулом к учению.
Помимо субъективных особенностей самих учеников, мотивация определяется :
1. спецификой образовательного учреждения,
2. организацией образовательного процесса,
3. субъективными особенностями педагога,
4. отношением педагога к ученику,
5. своеобразием учебного предмета.
Снижение мотивации обучения школьников приводит к снижению успеваемости.
1. Причины спада школьной мотивации. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. Личная значимость предмета.
5. Умственное развитие ученика.
6. Продуктивность учебной деятельности.
7. Непонимание цели учения.
8. Страх перед школой
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Конкретные условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности:
Способ раскрытия учебного материала
Организация работы над предметом малыми группами
Отношение между мотивом и целью
Проблемность обучения
Конкретные условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности:
1. Способ раскрытия учебного материала
2. Организация работы над предметом малыми группами
3. Отношение между мотивом и целью
4. Проблемность обучения
Способы формирования мотивации учения
Использование упражнений на укрепление адекватной самооценки. Важно! Нужно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач
Обдуманное поощрение учителем
• Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях.
• Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.
• Учитель должен сравнивать успехи ученика не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Способ 3.
• Создание ситуаций спора и дискуссии;
• Анализ жизненных ситуаций.
Способы взаимодействия
всех участников образовательных отношений
Способ 1. Укрепление чувства "открытости" к воздействиям, т. е. к обучаемости, а именно:
участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности
отношения сотрудничества учителя и учащегося/ родителя
Способ 2. Развитие служб школьной медиации.
Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:
• сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети;
• повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы для обучающихся;
• обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
Использование игровых технологий. Применение игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной.
• Для того чтобы повышалась учебная мотивация нужно создавать Бесконфликтную одобряющая мотивирующую среду. Она строится из работы по формированию мотивации, взаимодействии всех участников образовательного процесса и использовании различных технологий. Если все компоненты будут сочетаться друг с другом, то созданная педагогами мотивирующая среда будет идеальной платформой для максимального использования всех ресурсов.