Татьяна Амелина
Конспект занятия по смешиванию цветов «Цветик-разноцветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Цветик-разноцветик" Подготовила воспитатель 1 категории Амелина Т. Ф.
Цель: Закрепить представления о цветовом многообразии.
Задачи: • ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами; • коррекция и развитие цветового восприятия через специальные упражнения в смешивании красок; • воспитание интереса к занятию.
Оборудование: краски, листы бумаги, образцы цветика-разноцветика.
Ход занятия
Публикация «Конспект занятия по смешиванию цветов „Цветик-разноцветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цвета и оттенки, смешивание красок, цветоведение
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитатель. Ребята, если мы внимательно посмотрим вокруг, то увидим яркие краски окружающего нас мира: голубое небо. жёлтое солнышко, зелёную траву, разноцветные дома. А представьте себе такую картину: вдруг краски пропали и всё вокруг стало серым: и небо, и солнце, и лес, и по улицам идут серые люди в серой одежде с серыми лицами. Чтобы тогда случилось?
Дети. Всё стало бы некрасивым, люди перестали бы радоваться, и стало бы скучно и неинтересно жить в этом сером мире.
Воспитатель. Смешивание красок – это удивительное превращение одних цветов в другие. При смешивании трёх основных цветов (красного, синего и жёлтого) можно получить новые, а при добавлении в краски белой и чёрной – разные оттенки исходного цвета. Краски смешивают на палитре или на белой керамической плитке, тарелочке. Кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем вводя тёмный цвет и тщательно перемешивая краски между собой, и, только добившись нужного оттенка, можно начинать рисовать на бумаге.
Воспитатель декламирует стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной». Если б в поле расцвели только белые цветы Любоваться бы устали вскоре я и ты. Если б в поле расцвели только жёлтые цветы, Мы б с тобой скучать не стали от подобной красоты! Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, незабудки и жарки! У ромашки белый цвет, у гвоздики – красный. Цвет зелёный у листвы, это так прекрасно!
Воспитатель. От такого многоцветья мир весёлый и яркий. Посмотрите, пожалуйста, на спектральный круг, что он вам напоминает? Дети. Он напоминает нам радугу.
Воспитатель. Сколько цветов в радуге? Назовите, пожалуйста, в порядке их следования.
Дети. В радуге семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель. А какие ещё цвета вы знаете и можете назвать?
Дети отвечают.
Воспитатель. Все цвета подразделяются на хроматические и ахроматические. Хроматические - это цвета, обладающие цветовым оттенком (все цвета, кроме белых, серых и чёрных). Ахроматические - это цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые, чёрные). Хотя сами по себе они нейтральны, в практической работе художника ахроматические цвета играют важную роль. Благодаря им, мы можем повышать или понижать звучность других красок. Смешение их с цветными красками позволяет добиваться нужной насыщенности или светлоты краски. Кроме того, соединение чёрной с другими красками, например, с жёлтыми, даёт возможность получить новую цветную краску (зелёную). В противоположность ахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона, хроматические цвета различаются степенью цветности. У одних спектральных цветов цветовой тон выражен очень резко, у других едва заметно. Все необходимые оттенки можно получить, составляя смеси в разных отношениях, из названных красок. Каждый из встречающихся в природе цветов, как и цвета красок, обладает тремя основными свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Цветовой тон - это качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных: красный, синий, жёлтый и т. д. Светлота- степень отличия данного цвета от чёрного. Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Изменение цвета в природе, связанное с воздействием на него внешней среды, происходит, как правило, по всем трём признакам, поэтому подбирать тот или иной цвет надо и по светлоте, и по цветовому тону, и по насыщенности. Неверно найденный один из этих трёх признаков влечёт за собой нарушение цветовой характеристики натуры. Чтобы составить ту или иную смесь, надо знать, как поведёт себя каждая из составляющих эту смесь красок. Смеси надо производить из двух-трёх красок. Если к хроматическому цвету примешать ахроматический цвет разной светлоты (белый, серый, чёрный, то изменятся одновременно и насыщенность хроматического цвета, и его светлота. Под словом «чистый» понимают цвет без примесей других цветов или оттенков. Таким образом, чистыми могут быть только три основных, спектральных цвета - красный, синий и жёлтый. Оптическое смешение трёх основных цветов даёт белый цвет, а смешение двух из них даёт смеси цветов (например, жёлтый и синий - зелёный). Цветовой круг систематизирует чистые спектральные цвета. Но, оказывается, среди этого многообразия красок есть главные (основные) и неглавные. Основные цвета – это красный, синий, жёлтый. Они называются хроматическими, то есть цветными, окрашенными цветами. Оказывается, у красок тоже имеется секрет: при смешивании некоторых из них можно получить другие цвета. «Из синей и красной, вот этой, получим мы цвет фиолетовый. А синий мы с жёлтым смешаем – Какой мы цвет получаем? Зелёный. Красный плюс жёлтый, для всех не секрет, Дадут нам, конечно, оранжевый цвет». (Н. Златкина)
Воспитатель предлагает детям смешать краски на палитре для получения фиолетового, зелёного и оранжевого цветов и нанести их в виде пятен, кружков на дополнительный лист.
Воспитатель. Ребята, скажите, а какие цвета отсутствуют в спектре?
Дети. Белый и чёрный.
Воспитатель. Верно, учёные их даже не считают цветами говорят, что они не главные, то есть не цветными или бесцветными. При их смешивании получается третий цвет – серый. Белый цвет – неженка. Его очень легко испортить. Поэтому, смешивая его с другими красками, необходимо соблюдать важное правило: белую краску всегда набирают на кисть первой. А чёрный цвет, наоборот, - самый сильный, он может перекрыть любой другой, поэтому его нужно брать в последнюю очередь и добавлять в краски понемногу, очень осторожно.
Дети смешивают чёрную и белую краски для получения серого цвета.
Воспитатель. А самое интересное – смешивая между собой главные и неглавные цвета (красный, жёлтый, синий, чёрный и белый, можно получить разнообразие цветовых оттенков. При добавлении в краски белого цвета можно получить светлые оттенки исходного цвета, а при смешивании с красками чёрного можно получить тёмные тона: тёмно – красный, тёмно – зелёный, тёмно – синий и т. д.
Дети упражняются в смешивании разных красок, воспитатель обращает внимание на то, что при смешивании одних и тех же красок с белой у детей получаются разные оттенки одного и того же цвета, светлее или темнее.
Физкультминутка
Воспитатель. Мы с вами поиграли с цветными ветерками на разноцветной лужайке, нам было весело. Но, оказывается, радостно на полянке не всем, а вот кому было грустно, вы сейчас узнаете. Цветик – разноцветик На лесной полянке вырос необычный цветочек. Листья, стебель, лепестки цветочка были синего цвета. - Мои лепесточки белого цвета, а серединка – жёлтого, - хвасталась Ромашка. - А я могу быть и розовой, и красной, и белой. Я прекрасна, - высокомерно вступила в разговор Роза. И только синий цветочек безмолвно прислушивался к разговору. «Какой же я безобразный», - грустно думал цветочек. Когда все засыпали он жалобно плакал: так ему было обидно за себя. - Я хочу быть разноцветным, - простонал цветочек, вытирая слёзы. И вмиг перед ним возникла волшебница из царства многоцветья. Она, не задумываясь, окрасила синий цветочек в разные цвета. Его желание исполнилось: он стал разноцветным. Когда утром все цветы проснулись, то увидели прекрасный цветок. Таких цветов они нигде и никогда не видели. «Цветик – разноцветик» так назвали цветы необычный цветочек. Цветы гордились своим соседством с ним. Воспитатель напоминает детям ряд правил, которые необходимо соблюдать при работе: Краски класть в углубление палитры небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем вводить тёмный цвет, тщательно промешивать краски между собой и лишь потом наносить на лист бумаги. Белую краску всегда набирать на кисть первой. Чёрной краски добавлять совсем чуть – чуть, на кончике кисти. Промешивать краски очень тщательно, чтобы цвет получался ровным, однородным. После каждого цвета кисть хорошо помыть, чтобы не пачкать последующую краску. При закрашивании не выходить за контуры рисунка.
Воспитатель читает детям стихотворение Е. Руженцева «Сказки про краски». Если б всё на свете было одинакового цвета, Вас бы это рассердило или радовало это? Видеть мир привыкли люди белым, жёлтым, синим, красным… Пусть же всё вокруг нас будет удивительным и разным!