Наталья Никитина
Слушание музыки младшей и средней группы как существенный компонент музыкального занятия в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Слушание музыки младшей и средней группы как существенный компонент музыкального занятия в ДОУ
Сегодня дети очень подвижны, активны и эмоциональны. Они хотят все делать самостоятельно и соревнуются в приобретенных навыках общения. В то же время им не хватает устойчивого внимания, умения слушать и испытывать различные эмоции. В структуре музыкальных занятий слушание музыки может сыграть важную роль в формировании и развитии этих человеческих качеств у детей.
Публикация «Слушание музыки младшей и средней группы как существенный компонент музыкального занятия в ДОУ» размещена в разделах
Сенсорный опыт трехлетних детей находится на низком уровне. Зрительная и слуховая чувствительность, восприятие звуков развиты слабо, тональный слух не сформирован. Внимание маленьких детей неустойчиво и зависит от новизны и привлекательности объекта восприятия. Дети в этом возрасте могут внимательно слушать только небольшие, простые музыкальные произведения.
Задача музыкального руководителя на этом этапе - заложить основы музыкальной культуры детей. Для этого используются различные словесные, наглядные и практические методы и приемы. При обучении навыкам слушания музыки (управляемые приемы) важно помнить, что у детей еще не сформирована память и акты припоминания. Лучший способ для них запомнить - это вспомнить то, что вызывает сильные эмоции.
Мышление детей конкретное, им нравится слушать музыку, связанную со знакомыми и близкими образами (кошки, куклы, кролики, птицы, лошади, машины). В возрасте 3 лет словарный запас еще ограничен, и переход от ситуативной речи к связной только начинается. Младшие дошкольники очень эмоциональны, их чувства непосредственны и неподдельны. Репертуар детей младшего возраста должен учитывать это.
Сюда следует включить вокальные и инструментальные произведения с разнообразными темами, персонажами, жанрами и способами выражения. Желательно выбирать произведения, в которых представлены основные средства выразительности (ритмический рисунок, ритм, динамика, удары, регистр). Например, "Барабан" Д. Кабалевского, "Волчок" В. Витолина, "Кукушка"М. Куласева, "Слон" К. Сен-Санса, "Колыбельная" Г. Свиридова [3]и др.
Слушание разнообразной вокальной и инструментальной музыки обогащает музыкальный опыт детей, знакомит их и позволяет им создавать, запоминать и узнавать любимые песни. В репертуар включены обработки русских народных песен, которые понравятся всем детям без исключения.
Дошкольники в середине начальной школы имеют музыкальный опыт. Этот опыт, а также их возрастной диапазон по сравнению с младшими детьми, приводит к более богатому слушательскому опыту. Методы и приемы музыкального руководства начинают развиваться в интерактивном направлении, например, предоставление новой музыкальной информации, акцент на мотивации вовремя прослушивания песен, постановка целей урока; внимание и память пятилетних детей все еще непроизвольны, но постепенно стабилизируются; увеличивается количество детей, умеющих слушать музыку.
Дети могут слушать музыку сосредоточенно и внимательно, не прерывая слушание репликами или песнями. В этом возрасте возможно спонтанное запоминание (например, напевание песен, ходьба, танцы). Начинают развиваться зрение и слух. Они начинают понимать ритмические рисунки мелодий, ощущать тональность и силу музыки, узнавать и запоминать инструментальные партии мелодий.
Акустический репертуар несколько расширен. Вокальные и оркестровые произведения сложнее и больше по объему. Темы произведений почти одинаковы (в младших классах преобладают произведения о животных и птицах, но более разнообразны по характеру. Например, легкое и трогательное произведение С. Прокофьева "Шествие саранчи", протяжное произведение Д. Кабалевского "Танец молодого бегемота", живая музыка А. Лядова "Заяц" и т. д. [7].
Так же, как и в младшей группе, в репертуар может быть включена музыка различных жанров : танцевальная (обработки русских народных песен «Вдоль да по речке», «Ой, при лужку, при лужке» и др., «Полька» П. Чайковского, «Марш» С. Прокофьева, «Игра в солдатики» В. Ребикова, «Колыбельная» А. Гречанинова [6; 8]. В вышеперечисленных произведениях для слушания более разнообразными становятся средства музыкальной выразительности, такие, как регистр, темп, динамика, штрихи. Основные задачи по слушанию музыки в средней группе заключаются в том, чтобы научить детей: внимательно слушать вокальную и инструментальную музыку (целеполагание, определять е характер (веселый, радостный, грустный); при сопоставлении различать жанр произведений: марш, колыбельная или танец; воспринимать и различать изобразительные элементы в музыке; узнавать произведения по мелодии, которую музыкальный руководитель сыграет или спо т без слов, а также песню по вступлению.
Используя метод наглядности, следует подчеркивать характерные особенности художественного образа, которые раскрываются в музыке соответствующими средствами выразительности. Уместным будет показ детям иллюстраций-картинок, видео картинок на планшете или мониторе компьютера. Например, показывая перед слушанием пьесы «Марш зайчат» А. Жилинского рисунок, педагог говорит: «Посмотрите, ребята, какие бойкие зайчики, как они высоко прыгают и очень быстро бегают. А теперь послушайте музыку о них» [3, с. 8].
После исполнения музыкальный руководитель замечает, что музыка произведения такая же стремительная, отрывистая по штриху. Во время слушания постепенно уточняется содержание произведений, динамические и темповые изменения в музыке, определяются вступление и т. д. Дети уже могут назвать произведения, определить жанр. При м вопросов и ответов используется при уточнении содержания вокальных произведений. Так, анализируя песню «Про лягушек и комара» А. Филиппенко на стихи Т. Волгиной, музыкальный руководитель последовательно задает вопросы: «Про кого эта песня?» «На ч м играл комарик?», «Что делали лягушки под музыку?» [3, с. 56].
Предлагая выделить изменения в средствах выразительности музыки (громко – тихо, быстро – медленно, музыкальный руководитель обращается к детям: «Послушайте музыку о лошадках и подумайте, где она была самой громкой – в начале или в середине?» (исполняет пьесу «Лошадка» Н. Потоловского). Или же: «Послушайте колыбельную и скажите, какой она стала в конце – более быстрой или медленнее?». Исполняет «Колыбельную» А. Гречанинова, затем объясняет, что музыка в конце звучит более медленно, потому что «кукла уснула».
Таким образом, занятия по слушанию музыки в средней группе закладывают основу для более углубленной систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Продолжается расширяться номенклатура интерактивных методов и при мов [7].
Дети старшего дошкольного возраста по своему развитию значительно отличаются от младших дошкольников. Восприятие у детей шестого года жизни становится более осознанным, управляемым. Развивается произвольная память, уже заметен прогресс воспроизведения и запоминания, возникают простейшие формы произвольного внимания: дети могут внимательно прослушать сравнительно большие по объему музыкальные произведения.
Значительные сдвиги наблюдаются также в мышлении: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Дошкольники замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, соотносят знакомую музыку по характеру звучания. Обогащается речь. Наряду с названиями предметов и действий, дети начинают широко пользоваться различными определениями. Так, они не только называют знакомые музыкальные произведения, но и определяют словами характер музыки, некоторые средства музыкальной выразительности, отдельные жанры произведений и т. п. Глубже и богаче становятся эстетического переживания детей. Дошкольники живо реагируют на красоту окружающей природы, произведения искусства. Им становится понятна более разнообразная по тематике и характеру музыка. Значительно расширяется содержание произведений: в репертуар включаются классические произведения, песни о Родине, е защитниках, о родном крае. Дети старшей группы, как и средней, слушают колыбельные, марши и танцевальную музыку, но произведения этих жанров сложнее и разнообразнее по настроению и характеру (при м сопоставления, сравнения). Дошкольники отмечают, что, например, «Походный марш» Д. Кабалевского – бодрый, энергичный; «Марш» А. Филиппенко - торжественный, праздничный; «Марш» Д. Шостаковича – сказочный [7]. Слушание музыки разного характера подготавливает детей к восприятию лирических произведений, например грустной пьесы «В разлуке» А. Гречанинова, спокойной, ласковой «Утро» Э. Грига. Дошкольники знакомятся и с музыкой шуточного характера : пьесами «Клоуны» Д. Кабалевского, русской народной песней в обработке М. Кольяшкина «Как у наших у ворот»[6].
Дети старшего дошкольного возраста воспринимают музыку более сложную по тематике и характеру, развитию музыкального образа и средствам музыкальной выразительности. Словесные методы музыкального руководителя приобретают форму беседы, обсуждения, дискуссии. Как известно, раскрытие музыкального образа в произведении происходит благодаря прихотливости ритма, изменению регистра, темпа, динамики, развитию мелодии, усложнению ритмических особенностей в гармонии, появлению вступления, заключения. Поэтому музыкальный руководитель старается исполнять те произведения, где более заметны эти компоненты, например «Клоуны» Д. Кабалевского,
В старшей группе дети слушают и поют песни, имеющие двухчастную куплетную форму. Куплет и припев зачастую имеют отличия по некоторым средствам музыкальной выразительности. Отличать припев от запева помогает текст: кроме того, припев повторяется, поэтому его легче запомнить. Так последовательно происходит усложнение репертуара по содержанию, форме, развитию музыкального образа и средствам его воплощения (метод целеполагания).
Основная цель метода заключаются в том, чтобы научить дошкольников старшей группы : различать более разнообразный характер музыкальных произведений : торжественный, праздничный, напевный, ласковый, нежный, спокойный, веселый, оживленный, грустный; подводить к пониманию программности и изобразительности в музыке; воспринимать произведения с более сложным развитием музыкального образа; различать простые средства музыкальной выразительности в соответствии с характером звучания (динамика, темп, регистр, связывать их с развитием музыкального образа; выделять вступление и заключение в инструментальной программной музыке; отличать в песне запев от припева; определять жанры произведений: песня, танец, марш – и характеризовать их словами. Одним из основных условий формирования у детей старшей группы умения слушать музыку является яркое и эмоциональное е исполнение, точно передающее замысел композитора. Выразительная игра и пение педагога необходимы для развития у детей интереса к музыке, потребности слушать е, воспитания любви к ней. Какие же основные методические приемы применяет музыкальный руководитель? Во время ознакомления дошкольников с новой музыкой объяснение содержания произведения становится менее подробным, чем в работе с детьми трех-четырех лет.
У старших дошкольников уже б льший жизненный опыт. Имеется определенный запас представлений, на которые опирается музыкальный руководитель во вступительном слове. Так, например, перед исполнением «Клоунов» Д. Кабалевского он обращается к детям: «Вы, наверное, бывали в цирке и видели там веселых и смешных артистов, которые кувыркаются и показывают разные фокусы. Кто помнит, как их называют? (Дети отвечают.) Сегодня вы услышите пьесу, музыка которой рассказывает о клоунах» [8, с. 72].
Цель такого вступления – настроить дошкольников на восприятие музыкального произведения, дать им определенное представление о содержании, вызвать интерес и желание слушать музыку (метод мотивации). В процессе слушания музыки детьми старшей группы значительно уменьшается роль игровых (наглядных) приемов, таких как использование игрушек, пособий, картинок, видеоряда. Они используются только для более глубокого восприятия музыкального образа (метод целеполагания). Например, прослушиванию пьесы «На лодке Н. Любарского может предшествовать показ рисунка, на котором изображены дети, катающиеся в летний день на лодке. При показе картинки обращается внимание группы на особенности, которые в наибольшей степени созвучны музыкальному образу : «Посмотрите, ребята, как приятно кататься на лодке. Вода в реке голубая-голубая, а вокруг лодки – волны, они совсем маленькие и только чуть-чуть покачивают лодку. Я сейчас сыграю новую музыкальную пьесу, которая называется «На лодке»[7, с. 30]. Речь музыкального руководителя должна быть доступна, проста, эмоциональна.
На следующем этапе процесс слушания музыки предполагает активное участие детей в элементарном разборе музыкального произведения, в умении глубже воспринимать музыку (метод мотивации). Дошкольники могут отвечать на вопросы педагога, уже обладая элементарными знаниями о программности произведений, изобразительных элементах, средствах музыкальной выразительности, форме произведений и т. п. Так, слушая знакомую музыку, они должны вспомнить название, жанр произведения, охарактеризовать его, определить, как меняются самые яркие средства музыкальной выразительности и назвать их (динамика, темп, регистр, уметь отличить запев от припева, выделить вступление и заключение.