Татьяна Васильевых
Слушание «детского альбома» П. И. Чайковского «Бом-бом! Открывается альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по слушанию «детского альбома»П. И Чайковского в старшей группе
«БОМ-БОМ! ОТКРЫВАЕТСЯ АЛЬБОМ!»
Цель занятия:
• закрепить знания детей о русском композиторе П. И. Чайковском;
• познакомить с новыми произведениями композитора;
• учить различать характер музыки, понимать содержание пьес;
• побуждать детей к активному восприятию музыки;
• вызвать эмоциональную реакцию на музыку П. И. Чайковского;
Публикация «Слушание „детского альбома“ П, И, Чайковского „Бом-бом! Открывается альбом“» размещена в разделах
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Действующие лица: Взрослые: Ведущий – музыкальный руководитель;
Дети: Солдатики – 4 человека;
Две девочки.
Реквизит:
открытки с загадками Бабы Яги;
сборник нот «Детский альбом» П. И. Чайковского;
фонозаписи музыкальных отрывков из «Детского альбома» (фрагменты);
альбом с иллюстрациями по сюжетам пьес «Детского альбома»
Оформление зала:
На центральной стене – портрет П. И. Чайковского; на боковых стенах – персонажи «Детского альбома» (нарисованы на больших листах ватмана, затем вырезаны; краски подобраны яркие, что создает праздничное настроение).
восп. (показывает «Детский альбом») : Ребята, что вы знаете об этой книге?
Дети: Эта книга не простая, а музыкальная, в ней живут нотки, из которых складываются разные мелодии. Написал их композитор П. И. Чайковский.
восп. Правильно, ребята! Со многими пьесами из «Детского альбома» вы уже хорошо знакомы. Герои этих произведений решили сегодня сделать вам сюрприз. Они хотят проверить, хорошо ли вы знаете музыку из «Детского альбома». Для этого они прислали нам по почте вот этот красочный альбом. На его обложке тоже есть портрет П. И. Чайковского. Но здесь нет никаких ноток, никаких мелодий. Ой, я догадалась! Здесь живут персонажи «Детского альбома». Если мы отгадаем все музыкальные загадки, которые они нам приготовили, то герои, может быть, оживут и придут со страниц к нам сегодня в гости.
(Звучит фрагмент классической музыки по выбору музыкального руководителя. В это время он читает стихотворение:)
Бом-бом! Бом-бом!
Открывается альбом!
Не простой, а музыкальный —
То веселый, то печальный.
Сколько разных здесь мелодий.
Проживает дружно в нем.
Написал их Петр Чайковский
Много лет тому назад
Для племянника Володи
И для всех, для всех ребят.
Много сказочных историй
И про радость, и про горе,
Игр забавных и затей
Мы найдем здесь для детей.
восп. Ребята, герои «Детского альбома» живут в волшебном замке. Кто его охраняет, вы узнаете, когда отгадаете первую музыкальную загадку: назовете произведение, отрывок из которого сейчас прозвучит.
«Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского
Дети: Это «Марш деревянных солдатиков».
восп. Правильно, это «Марш деревянных солдатиков», они хоть и игрушечные, но стойкие и смелые. Помните, какая история приключилась с солдатиком в сказке Г. X. Андерсена «оловянный солдатик»?
(Дети рассматривают первую страницу.)
Мальчик: Сказку эту каждый знает,
Здесь история такая:
У известной мамы-ложки
Родились солдаты-крошки.
Оловянные игрушки
Все похожи друг на дружку.
В ярко-красных все мундирах,
Во главе да с командиром
Четко все чеканят шаг.
- Берегись, опасный враг!
Восп: Ребята, на рисунке вы видите игрушечных солдатиков. Впереди – барабанщик. Мы сейчас тоже будем тихонько и легко маршировать под музыку по кругу, барабанщик двигается внутри, противоходом. На вторую часть музыки останавливаемся, поворачиваемся в круг, шагаем на месте, барабанщик бьет в барабан. При повторении первой части опять шагаем по кругу. Будьте внимательны!
Упражнение «Барабанщик»
(Выполняется под «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. Воспитатель показывает следующую страницу альбома, на которой нарисован картонный дворец, танцовщица на одной ножке в танце и стойкий оловянный солдатик.)
восп. Послушайте еще одну музыкальную загадку и узнаете, кто изображен на следующей странице.
«Мама» П. И. Чайковского
Дети: Это произведение называется «Мама».
Воспитатель: Композитор напоминает детям, чтобы они любили своих мам, заботились о них, слушались. Послушаем музыку о маме и подумаем о ней – самой доброй, ласковой, родной. Закройте глазки и представьте себе, что она совсем рядышком, обняла вас, вы крепко прижались к ней, улыбаетесь ей. Вам очень хорошо вдвоем. А теперь откройте глазки и расскажите мне о мамочке.
(Краткая беседа.)
восп. Ребята, а что же подарила мама девочке Кате на день рожденья?
Первая девочка:
В доме праздник и веселье —
У Катюши день рожденья!
Подарили куклу Кате
В розовом воздушном платье.
Бант огромный в волосах,
Что за куколка-краса!
Вот так радость! Вот так счастье!
Кукла новая у Кати!
(Исполняется танцевальная импровизация с куклой под музыку П. И. Чайковского «Новая кукла». Выходит вторая девочка (грустная, с куклой)
Восп: Что случилось, Юленька? (Девочка всхлипывает.) Может вы, ребята, знаете, в чем дело?
Дети: Не знаем.
Восп: Тогда нам обязательно поможет музыка-волшебница.
Слушайте внимательно!
«Болезнь куклы» П. И. Чайковского
(Воспитатель открывает следующую страницу, на которой нарисована девочка с больной куклой. Пока звучит музыка, говорит)
Вторая девочка: Страничка эта так грустна:
Про куклу больную расскажет она.
– Ах, как больно! Ах, как жалко!
– Слезы капают из глаз.
Куколку сейчас полечим,
Ты поправишься у нас!
Измерим давление, температуру,
Дадим тебе капельки или микстуру.
Положим компрессик тебе на животик.
А может быть, зубки болят? Открой ротик!
А теперь усни, родная,
Ты поправишься, я знаю!
(Дети слушают пьесу до конца, девочка качает куклу.)
Мальчик: Тихо, тихо! Тишина!
Кукла бедная больна!
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте ей, что нравится –
И она поправится.
Восп. ребята а теперь я хочу вам загадать загадки о музыкальных инструментах,а вы их отгадайте.
Загадки
Хочешь польку, хочешь вальс
Заиграет он сейчас.
Растяни меха пошире,
Жми на кнопки, три-четыре!
(Баян, гармошка.)
Он по виду брат баяна.
Где веселье — там и он.
Я подсказывать не стану.
Что это? (Аккордеон.)
Всего три струны
Шалунье нужны,
Чтоб даже старушки
Запели частушки.
(Балалайка.)
Быть может, и может она поскрипеть,
Но больше ей нравится плакать и петь.
(Скрипка.)
Есть у нас веселый гром!
В руки палочки берем
И стучим, а он гремит!
И тогда никто не спит.
(Барабан.)
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду-ду! Да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это? (Дудочка.)
Опускаем молоточки
На железные листочки.
И летит веселый звон.
Что звучит? (Металлофон.)
У этого инструмента есть и струны, и педаль,
Несомненно, это звонкий, это черный наш. (Рояль).
восп. правильно. А сейчас поиграем в игру «Узнай инструмент». Я буду дирижером, вы – музыкантами. Я буду изображать игру на музыкальном инструменте, вы узнаёте его и «играете» вместе со мной, договорились? Внимание!
(Дети имитируют игру на различных инструментах.)