Татьяна Тукиш
Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников
▼ Скачать
Если развитие ребенка соответствует норме, то ребенок различает на слух все звуки речи. Даже акустически близкие, начиная с двухлетнего возраста. Если есть какие-то сомнения, начинаем проверять акустически близкие звуки с трехлетнего возраста. Обязательно обследуем: твердые - мягкие (15 пар); звонкие - глухие (6 пар); свистящие – шипящие (комбинации); звуки [р], [л].
Публикация «Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Если проверка показывает, что ребенок свободно дифференцирует на слух все проверяемые звуки, то очевидно, что у него нет предпосылок акустической дисграфии.
Если ребенок не дифференцирует те или иные пары или группы звуков на слух, приступаем к про-филактической работе.
Важно начинать работу именно с трехлетнего возраста, т. к. работа предстоит обширная и она долж-на быть закончена до начала обучения грамоте. Работа по слуховой дифференциации звуков должна проводиться для предупреждения акустической дисграфии и задержанного возрастного правильного произношения.
Я начинаю свою работу с обучения детей умению четко артикулировать гласные звуки (а. о,у,ы,и). Это важный этап, т. к. многие ошибки письма связаны с нарушением артикуляции данных звуков.
Для формирования правильного артикуляционного уклада рекомендую родителям проводить артикуляционную гимнастику. Тем более, что сейчас очень большой выбор различных пособий с иллюстрациями и сказочным текстом, типа «Сказки о веселом язычке».
Эффективна в этом возрасте бионергопластика. Естественное распределение биоэнергии в организме происходит тогда, когда выполняются движения руки и артикуляционного аппарата совместно. Биоэнергопластика влияет на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает ко-ординацию движений и мелкую моторику.
Очень полезны упражнения, когда дети пропевают гласные, а руки при этом выполняют различные действия:
А- руки веерх
Э-руки округлены
У- руки вытянуты вперед и т. д.
Главное придерживаться определенного алгоритма, чтобы научить детей:
- показ и словесная инструкция.
- словесная инструкция без показа.
Далее усиливаем кинестетические ощущения, выполняем упражнения:
- с открытыми глазами;
- с закрытыми глазами.
С детьми старшего возраста произношение свистящих звуков сопровождается движением ладо-ни вниз, шипящих-вверх (в соответствии с движением языка).
Активно развиваем мелкую моторику рук: штриховка, рисование, раскраски, пальчиковые упражнения,Су-Джок терапия магнитными шарами, игольчатые коврики и шары Ляпко и т. д. Все это раз-вивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и по-вышению потенциального энергетического уровня ребенка.
Отдельно хочется отметить. Игры и упражнения с массажным мячиком.
Массажный мячик:
– эффективно развивает кисти рук ребёнка, движения пальчиков, разрабатывает мышцы.
- воздействует на нервные окончания,
- улучшает приток крови и активизирует кровообращение.
- улучшает капиллярный кровоток, сокращает венозный застой, повышает кожно-мышечный тонус.
А все это в целом улучшает общее состояние организма, стимулирует психомоторное развитие ребенка.
Полезны такие упражнения:
Упражнения с массажным мячиком:
1. «Мы катаем вверх-вниз, вправо-влево и по кругу. Пальчики встречаем, и по ним катаем».
2. «Мяч в ладошке сожми, пальчиками придави».
3. «Мяч подкинем, ручки подставляем - мяч поймаем».
4. «Мячик в правой я держу, в левую переложу» и т. д.
Эти и другие упражнения помогают сделать занятие интереснее и разнообразнее.