Получи документы

Словесные упражнения, направленные на формирование структуры предложения

Валентина Захарова
Словесные упражнения, направленные на формирование структуры предложения
▼ Скачать + Заказать документы

Согласование подлежащего с прилагательным (определением)

Воспитатель: Правильно ли я говорю: Малыш веселый? С какими словами можно еще связать слово веселый (день, праздник, мальчик, папа, Буратино). А со словом веселая? (песня, история, сказка, девочка, мама).

Словесное упражнение на постановку логического ударения

Произнести скороговорку «Заржавел железный замок» так, чтобы было понятно в одном случае: «замок заржавел» (ударение на существительное, в другом – заржавел замок (ударение на глагол).

Публикация «Словесные упражнения, направленные на формирование структуры предложения» размещена в разделах

Составление предложения по структурной схеме

Игра «Живые слова»

Каждый играющий изображает слово. Скажем, один – «медвежонок», другой – «любит». Задание: придумать третье слово, соответствующее первым двум по смыслу, например, «Медвежонок любит мед»; затем первое слово поставить в конец предложения – «Мед любит медвежонок», заменить слово «мед» другим, например «кувыркаться», составить предложение (Кувыркаться любит медвежонок); опять поставить слово «медвежонок» на первое место («Медвежонок любит кувыркаться», придумать свое предложение со словом «медвежонок» («Медвежонок косолапый», «Медвежонок любит малину», «Медвежонок спит» и т. д.).

Игра в размытое письмо

Медвежонок получает письмо от брата, но некоторые слова размыло дождем. Надо ему помочь. Воспитатель читает письмо. Там, где он делает паузы, дети вставляют недостающее по замыслу слово. «Здравствуй, мишутка! Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался нашей мамы и забрался так далеко, что… Я долго блуждал по лесу и … Ох страха я заревел. Пришли охотники и … Теперь я живу в … У нас есть площадка для… На площадке для молодняка много… Мы играем в … За нами ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам придет дрессировщик из… Надеюсь, буду прилежным… Жди следующего письма из… До свидания. Твой Топтыгин».

Дидактические игры

«Где мы были, не скажем, а что делали, покажем»

Задачи: учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Ход игры:

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?». Мы ему ответим: «Где мы били, не скажем, а что делали, покажем».

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.

- Что я делаю?

- Дрова пилите.

- Давайте все будем пилить дрова.

Приглашают водящего.

- Где вы били? Что делали? – спрашивает водящий.

Дети отвечают хором:

- Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.

Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:

- Вы пилите дрова.

Для продолжения игры выбирают другого водящего. Воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.

«Было - будет»

Задача: уточнить представления детей о прошлом, настоящем и будущем времени.

Ход игры:

Воспитатель предлагает прослушать стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится:

Идет бычок, качается - Ой, доска кончается,

Вздыхает на ходу: Сейчас я упаду!

Дети говорят: «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет.

Уронили Мишку на пол Все равно его не брошу –

Оторвали Мишке лапу. Потому что он хороший.

Дети говорят: «уронили» - это было, «не брошу» - это будет.

Затем воспитатель объясняет правила игры:

- Дети, я буду произносить слова, а вы отвечайте мне только одним словом из трех : «есть, было, будет» - тем, которое подходит по смыслу. Воспитатель произносит глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, дети отвечают.

Эту игру можно усложнить, и тогда воспитатель будет произносить «есть, было, будет», а дети придумывать к ним другие, подходящие по смыслу слова, чтобы получилось предложение.

«Будет» - говорит воспитатель.

- Я буду учиться.

- Мы поедем к бабушке.

- Правильно. Это все будет с вами в будущем.

Такая игра, закрепляя знания детей о временных формах глаголов, будет способствовать развитию быстроты мышления, сообразительности.

«Скажи по-другому»

Задача: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова : «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» - «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «Сырой, влажный» и т. д.

Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов.

Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов

«Угадай-ка»

Цель: ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

Оборудование: плюшевый медведь.

Ход игры:

Загадываем детям загадку: «Летом гуляет, а зимой спит» (медведь).

Появляется медведь, здоровается.

Снова обращаемся к детям: «Послушайте еще загадку: большая, лохматая, коричневая – это собака или медведь?»

- Это, конечно я. Я большой, лохматый, коричневый – говорит медведь.

- Конечно, мишка, ты большой, лохматый (подчеркнутое произнесение окончаний слов, но я-то сказала: большая, лохматая. Большая – собака, а ты – большой.

- Дети, а эта загадка о ком? Коричневая, веселая, смешная – это мишка или обезьяна?

- Смешная – обезьяна, а я веселый и смешной, - заявляет медведь.

- А это кто: косолапая, большелапая, меховая?

- Правильно ребята отгадали, и я отгадал: косолапая – медведица, а я – косолапый, - подтверждает медведь.

Для этой игры могут быть предложены следующие загадки :

Синий, блестящий, большой – это кувшин или ваза?

Белая с голубыми цветами – это блюдо или ваза?

Эти загадки могут быть заданы детям при ознакомлении с глиняными предметами.

При ознакомлении со стеклянными предметами можно загадать такие загадки:

Стеклянный, прозрачный, высокий – это стакан или банка?

Стеклянная, хрупкая, прозрачная – это стакан или ваза?

«Узнай по описанию»

Цель: ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Оборудование: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубое блюдце, голубая чашка, зеленое ведро, зеленый совок, большая тарелка.

Ход игры:

Разложим предметы на подносе. Будем давать описание этих предметов, а дети пусть угадывают, о каком предмете говорится. Например : она круглая, блестящая, как золотая (пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое (ведро); им с играют с песком, он большой, зеленый (совок) и т. д.

Публикации по теме:

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников ТИПЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. - Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого или нескольких слогов, или слогообразующей.

Формирование слоговой структуры у детей с тяжёлыми нарушениями речи путём наращивания слогов. Работая логопедом много лет, я заметила, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью» (4 класс) РУССКИЙ ЯЗЫК ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

Консультация для родителей «Формирование структуры предложения у детей пяти лет» Цель: Знакомство родителей с формированием структуры предложения у детей пяти лет. Задачи: 1. Познакомить родителей с формированием структуры.

Консультация для родителей «Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам» Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых,.

Мастер–класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами» Мастер – класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами и освоение специальных.

Учебные задания по русскому языку для учащихся 1 класса, направленные на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС Задание 1. Задание направлено на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии. УМК «Школа России». Русский язык. 1.

Словесные игры УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ (Игры на усвоение категории рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов) №1 УГАДАЙ-КА. Ориентироваться.

Упражнения на формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения у детей Упражнения по русскому языку для учащихся с ограниченными возможностями здоровья начальных классов, направленные на формирование и совершенствование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Словесные упражнения, направленные на формирование структуры предложения
Опубликовано: 20 сентября 2016 в 18:43
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Словесные упражнения, направленные на формирование структуры предложения» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Захарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД