Екатерина Копытова
Словесные игры по ПДД «Закончи предложение. Продолжи предложение. Семейка слов»
Игровое упражнение "Закончи предложение"
Цель: развивать речевой слух; обучать составлению предложений с противительным союзом а.
Материал: мячик.
Игровые действия. Закончить предложение, начиная со слов а потом.
Ход игры.
Педагог катит мячик по столу и называет первую часть предложения. Ребёнок заканчивает предложение, начиная со слов а потом, и возвращает мяч.
Публикация «Словесные игры по ПДД „Закончи предложение, Продолжи предложение, Семейка слов“» размещена в разделах
Педагог: "Сначала надо дождаться зелёного сигнала на светофоре. "
1-ый ребё нок: ". а потом переходить дорогу".
Педагог: "Нужно посмотреть налево. "
2-ой ребё нок: ". а потом начинать переход".
Педагог: "Следует взять взрослого за руку. "
Педагог: "Нужно дождаться полной остановки транспорта. "
3-й ребё нок: ". а потом начинать переход".
Игровое упражнение "Продолжи предложение"
Цель: развивать логическое мышление и связную речь (закрепить умение составлять предложения с подчинительным союзом потому что).
Игровые действия. Закончить предложение.
Ход игры.
Педагог называет первую часть предложения, а ребёнок заканчивает его.
- На перекрёстке случилась авария, потому что.
- Автомобиль буксовал и не мог тронуться с места, потому что.
- На остановке собралось много народу, потому что.
- Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что.
- У светофора все автомобили затормозили, потому что.
- Инспектор дорожного движения остановил автомобиль, потому что.
- Дети долго не могли перейти дорогу, потому что.
- Водитель сигналил мальчику, потому что.
Игра "Семейка слов"
Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова.
Материал: мячик.
Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову автомобиль.
Ход игры.
Педагог приглашает детей на ковёр и берё т в руки мяч:
"Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка). Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька). Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой? (Подорожник). А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Хорошо! Вы подобрали много слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову автомобиль. Как можно назвать маленький автомобиль? (Автомобильчик). А очень большой автомобиль? (Автомобилище). А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист). А как называется масло для двигателя автомобиля? (Автомобильное масло). Молодцы, всё правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова «автомобиль».
Игровое упражнение "Подбери действие"
Цель: активизировать глагольный словарь по теме "Правила дорожного движения"
Материал (по необходимости) : сюжетные картинки по теме
Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов.
Ход игры.
Педагог: "Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос "что делает?". Автомобиль что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается). Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?"
Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.
Игровое упражнение «Туристы»
Цель. Развитие лексико-грамматического строя речи. Усвоение творительного падежа множественного числа существительных.
Ход игры.
Педагог: Путешественники или туристы пользуются разными видами транспорта. Так как туристов много, то и транспортных средств тоже много. Сейчас я буду называть одно транспортное средство, а вы должны назвать, на каких транспортных средствах передвигаются туристы.
Например: Я скажу – турист поедет на велосипеде, а вы должны сказать – а туристы поедут на велосипедах.
Примечание: Дети должны выделять окончания в словах-ответах.
Машина, поезд, самолет, пароход, мотоцикл, автобус, аэробус, луноход, вездеход, джип, сани, ракета, теплоход, электричка, автомобиль и т. д.
Игровое упражнение "Весёлое путешествие"
Цель: активизировать употребление приставочных глаголов.
Материал: сюжетная картинка (смотреть приложение 1).
Игровые действия. Составить рассказ по сюжетной картинке.
Ход игры.
Игра проводится несколько раз.
В первый раз взрослый зачитывает текст маршрута, делая короткую паузу после каждого глагола, а ребёнок показывает маршрут на картинке. Педагог: "Веди указательным пальцем по дороге так, как должен ехать автомобиль. Будь внимательным шофёром - проведи автомобиль точно по её маршруту. Начинаем наше путешествие. Автомобиль ехал, ехал, до горы доехал; в гору въехал, с горы съехал, дальше поехал. Яму объехал, до речки доехал; по мосту проехал, рельсы переехал и домой приехал".
В следующий раз взрослый молчит, а ребёнок и "ведёт" автомобиль, и комментирует её передвижение: "А теперь сам расскажи, какой у автомобиля был маршрут". Затем можно предложить ребёнку совершить путешествие в обратном направлении.
Приложение 1.
Игровое упражнение «Скажи наоборот»
Цель. Усвоение глаголов с разными приставками. Развитие ловкости, координации движений.
Игровые действия. Подбор антонимов.
Материал. Мяч.
Ход игры.
Игра с мячом. Дети становятся в круг, педагог в центре. Педагог бросает мяч ребёнку и произносит глагол, ребёнок должен назвать слово-антоним и вернуть мяч.
Подъехал – отъехал, въехал – съехал,
заехал – выехал,
укатил – прикатил, уехал – приехал,
подошёл – отошёл, пришёл – ушёл, зашёл - вышел и т. д.
Игровое упражнение "Назови картинку"
Цель: закрепить умение понимать приставочные глаголы; активизировать их употребление в речи.
Материал: сюжетные картинки (смотреть приложение 2).
Игровые действия. Назвать то, что видишь на картинке полным предложением.
Ход игры.
Педагог показывает детям картинки и говорит: "Ребята, внимательно рассмотрите картинки. На первой из них автомобиль подъезжает к гаражу, на второй выезжает из гаража, на третьей - объезжает гараж, на четвёртой - проезжает между двумя гаражами, на пятой - переезжает через мост, на шестой - съезжает с моста. А теперь ответите на вопросы:
- На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который
выезжает? (На второй картинке автомобиль выезжает из гаража).
- На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который подъезжает? (Ответы детей).
- На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который проезжает?
- На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который переезжает?
- На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который объезжает?
- На какой по счёту картинке мы видим автомобиль, который съезжает?
- А теперь вспомните и назовите слова-действия, которые образованы от слова ехать. (Ответы детей)".
Приложение 2
Игра "Весёлые гонки"
Цель: активизировать употребление глаголов с приставками, простых предлогов.
Материал: игровое поле и модели машинок.
Игровые действия. Прокомментировать свои действия.
Ход игры.
Педагог предлагает детям сесть на ковёр и кладёт перед ними игровое поле - большой круг, на котором изображена трасса, раздаёт детям по одной модели легковых автомобилей разных цветов. После чего педагог говорит: "А теперь вы будете двигать свои автомобили по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши автомобили совершают совсем разные действия, двигаются по разному маршруту".
Дети выполняют действия и комментируют их: "Мой красный автомобиль выехала из гаража и поехала по дороге. Мой синий автомобиль поехал по дороге и подъехал к магазину. Мой зеленый автомобиль подъехал к мосту, въехал на мост, проехал по мосту, съехал с моста. Мой желтый автомобиль объехал вокруг дома, переехал через дорогу и заехала в гараж".
Педагог говорит после всех ответов детей: "Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах? (Выехать, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала). Все эти слова образованы от слова ехать".
Примечание. Если дети затрудняются, педагог может задавать наводящие вопросы.
Игровое упражнение "Подбери маленькое слово"
Цель: активизировать употребление простых предлогов.
Игровые действия. Подобрать нужный предлог.
Ход игры.
Педагог предлагает детям соединить слова в предложении маленьким словом (предлогом) :
- Автобус подъехал. остановке. (к)
- Пешеход идёт. дороге. (по)
- Автомобиль отъехал. гаража. (от)
- Автобус переезжает. мост. (через)
- Автомобиль остановился. гаража. (у)
- Мотоцикл съезжает. моста. (с)
- Регулировщик стоит. перекрёстке. (на)
Игровое упражнение "Из чего - какой?"
Цель: закрепить умение образовывать и употреблять относительные прилагательные.
Игровые действия. Ответить на вопросы педагога.
Ход игры.
Педагог предлагает детям послушать и закончить предложения :
- Колесо из резины. Оно (какое). (резиновое).
- Дверца автомобиля из металла. Она (какая). (металлическая).
- Руль автобуса из пластмассы. Он (какой). (пластмассовый).
- Сиденье, обшитое кожей. Оно (какое). (кожаное).
- Жезл из резины. Он (какой). (резиновый).
- Остановка из железа. Она (какая) … (железная).
- Свисток из пластмассы. Он (какой) … (пластмассовый).
- Фары из стекла. Они (какие) … (стеклянные).
Игровое упражнение "Есть - нет"
Цель: закрепить умение согласовывать числительные с существительными.
Материал: предметные картинки по теме "Правила дорожного движения" (два жезла, пять светофоров, пять дорожных знаков, три фуражки и т. д.)
Игровые действия. Сосчитать предметы на картинке и назвать их.
Ход игры.
Педагог: "Я предлагаю поиграть в игру "Есть - нет". Первый игрок назовёт, что есть у него на картинке. Например: "У меня есть два жезла". Следующий игрок продолжит : "А у меня нет двух жезлов, но есть пять светофоров". И так далее по кругу".
Подвижная игра "Автомобили"
Цель: совершенствовать умение координировать речь с движениями; развивать творческое воображение.
Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.
Ход игры.
Педагог предлагает детям пройти на ковёр, встать в круг и выполнить упражнение.
1. На улице нашей 1. Дети двигаются из одного конца
Автомобили, автомобили. группы в другой, держа в руках
Автомобили малютки, воображаемый руль.
Автомобили большие.
2. Спешат грузовые, 2. Делают разворот, двигаются
Фырчат легковые. в противоположную сторону.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
3. - Эй, автомобили, полный ход, 3. Когда все "машины проехали",
Я - примерный пешеход: один из детей - пешеход -
Торопиться не люблю, переходит улицу и произносит
Вам дорогу уступлю. эти слова.
Пальчиковая гимнастика "Гонки"
Цель: развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, закрепить умение координировать речь с движением.
Материал: маленькие модели машинок на каждого ребёнка.
Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.
Ход игры.
Педагог приглашает детей пройти на коврик, предлагает им встать в круг, раздаё т маленькие модели автомобилей и говорит: "Ребята, давайте превратимся в шофёров гоночных автомобилей. Выполним упражнение "Гонки""
1. Раз, два, три, четыре, пять. 1. Возят машинку по каждому
пальчику вперёд и назад, начиная с
большого пальца.
2. Можно гонки начинать. 2. Теперь то же самое, но
начиная с безымянного пальца.
3. По кругу, по кругу. 3. Теперь - по кругу в одну и
Вперёд и назад, другую сторону.
4. Но пальцы автомобиль мой 4. Вновь катают машинку по
тормозят. пальчикам, которые слегка согнуты.
5. Закрылись. 5. Сжимают кулак.
Автомобиль стоит в гараже.
6. И фары погасли, не светят уже. 6. Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке
Подвижная игра "Шофёр"
Цель: совершенствовать умение координировать речь с движениями; развивать творческое воображение.
Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.
Ход игры.
Педагог предлагает детям пройти на ковёр, встать в круг и выполнить упражнение.
1. Качу, 1. Дети бегут по кругу, крутят
Лечу воображаемый руль.
Во весь опор.
Я сам - шофёр
И сам - мотор.
2. Нажимаю 2. Останавливаются, нажимают на
На педаль - воображаемую педаль правой ногой,
И автомобиль мой бегут по кругу в противоположную сторону.
Мчится вдаль.
Дидактическая игра "Переход"
Цель: закрепить знания правил дорожного движения.
Материал: полоски бумаги ("переход", магнитный светофор.
Игровые действия. Вспомнить правила дорожного движения и выполнить движения по тексту стихотворения.
Ход игры.
Педагог предлагает детям пройти на ковёр, внимательно слушать текст стихотворения и выполнять соответствующие действия.
1. Утром встаёшь ты, 1. На полу полосками бумаги
выходишь из дома - обозначен переход, на светофоре
На перекрёстке красный свет. Дети стоят у "пе-
твой старый знакомый. рехода".
Он огоньком тебе
красным мигнёт,
Скажет: "Опасно.
Закрыт переход.
2. Вспыхнет зелёный - 2. Дети идут по "переходу";
Свободно иди". сначала смотрят налево, потом -
направо.