МААМ-картинки

Словесные игры как средство активизации речевого развития дошкольника

Ксения Киселева
Словесные игры как средство активизации речевого развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Словесные игры как средство активизации речевого развития детей дошкольного возраста

Слайд 1

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Слайд 2

Публикация «Словесные игры как средство активизации речевого развития дошкольника» размещена в разделах

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Каждый педагог знает, что дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию.

Слайд 3

Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи

Обогащение словарного запаса

Развитие связной речи.

Слайд 4

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.

Формирование существительных во множественном числе

ИГРА «ПОХВАСТУШКИ»»

«У меня кот - а у меня коты

У меня котенок – а у меня котята», или

Играем в хвастунишек, один хвастается в единственном числе, а другой во множественном числе. Для детей постарше еще можно усложнить задачу и придумывать слова по текущей лексической теме, развивая при этом концентрацию внимания, память и мышление.

«У меня огурец – а у меня огурцы» и т. д.

При использовании ИКТ дети играют роли каких-либо героев сказок и мультфильмов.

Учимся употреблять существительные в винительном падеже (с окончаниями –У, -А)

«Волшебный сундучок» или «Я люблю…» – эта игра также создает настроение (хорошо использовать в конце занятия, очень развивает внимание и память, а также способствует активному пополнению словаря. Ребенок называет любое слово по данной лексической теме, а следующий называет слово предыдущего и прибавляет что-то свое и т. д. со всей подгруппой. Здесь можно использовать и одежду, и транспорт, и имена, и продукты питания, и животных… Например по теме «Обитатели севера» : «Я люблю пингвина». Следующий: «Я люблю пингвина и моржа». Следующий: «Я люблю пингвина, моржа и белого медведя». Следующий: «Я люблю пингвина, моржа, белого медведя и морского котика»

Существительные в винительном падеже (с окончаниями –У, -А).

Похожие игры

Игра «Кого ты видел в зоопарке (океанариуме?», «Кого ты видишь?» - эту игру можно использовать в начале формирования словаря и представлений по выбранной лексической теме.

Учимся употреблять существительные в творительном падеже (чем)

Игра «Накорми животное» – про домашних или диких животных

Игра «Кто чем?» (рисует, ест, пилит)

Слайд 5

Активизация и обогащение словаря

Активизация словаря детей. Активизировать детский словарь - значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами. Их необходимо вводить в предложения. Надо добиваться, чтобы дети уместно употребляли их в том или ином тексте.

Словарная работа на данном этапе заключается в том, что детей учат различать и называть части предметов (части тела у животных, человека; части у предметов обихода: рукава и карман у платья, крышка у чайника и т. п.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества; некоторые физические качества (холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется). В дидактических играх «Что изменилось», «Назови правильно», «Не ошибись» и др. ребенок совершенствует словарный запас, у ребенка формируется интерес к словарной деятельности.

Слайд 6

Связная речь

Овладение связной речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, связи и отношения, потребность в общении приводят к овладению разными типами речи – описанием, повествованием, рассуждением.

При работе с детьми мы сталкиваемся с такими речевыми проблемами, как неумение последовательно излагать свои мысли, описывать ту или иную ситуацию (предмет, правильно выстраивать диалоги и составлять предложения. Для устранения проблемы необходимо чётко спланировать работу с детьми, в частности – правильно подобрать дидактические игры, способствующие развитию связной речи. Для достижения наилучшего результата использовать словесные игры в утренней индивидуальной работе с детьми (например, игру «Рассмотри и опиши», в которой дети рассматривают и описывают предложенный воспитателем предмет, в образовательной деятельности («Придумай предложение», целью которой является научить составлять предложения со словом, заданным в определенной форме и развить речевую активность; «Хорошо-плохо, где дети рассуждают на заданную тему, а целью игры является развитие связной речи, умение высказываться сложноподчиненными предложениями», на прогулках («Какое небо? – дети рассматривают небо, описывают его, подбирая относительные прилагательные», «Кто больше назовёт действий» - дети перечисляют действия объекта, что можно было использовать в наблюдении за прохожими, за детьми соседних участков).

Звуковая культура речи

Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша), «Кто позвал?»

Слайд 7

В младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как : «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Играем в прятки с мишкой», «Угадай кто позвал»

Слайд 8

Средний дошкольный возраст – добавляются словесные игры. В которых используются сравнения предметов. («Что бывает широкое, высокое, низкое», «Назови лишнее слово», описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек», формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде»,так же можно использовать договаривание детьми слов, недосказанных воспитателем и пр.

Учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный опыт, расширяем активный словарь. Развиваем лидерские качества, ответственность.

В средней группе воспитатель еще руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.

А в старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению.

Слайд 9

У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр.

Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Слайд 10

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе применяется четыре группы игр, предложенные Бондаренко Антонина Кирилловна

Приведу краткие характеристики каждой группы.

1 группа – игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да – нет», «Чьи вещи?»

2 группа – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

3 группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».

4 группа – игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть».

Слайд 11

Словесные игры на развитие и активизацию словаря можно проводить с мячом. Это помогает удержать внимание ребёнка; ведь дети, как правило, невнимательны, часто отвлекаются.

Можно применять следующие виды игр с мячом:

1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания.

2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»).

3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь – дорога, маленький – небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.)

4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию).

5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т. д.

Слайд 12

Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

Существует множество словесных игр. (играем с воспитателями)

Игра «Отгадай, предмет по описанию».

Взрослый называет характерные признаки любого предмета, а ребёнок отгадывает, про что ему рассказывают.

«Это – овощ. Он зелёный, овальный, длинный, хрустящий. Что это?»

• «Пушистая, усатая, игривая. У неё острые когти и острые зубки. Она ловит мышей. Кто это?»

«Зелёная, колючая, нарядная. Что это?»

«Отгадай предмет по его частям»

«Кабина, кузов, колёса, руль, фары. Что это?»

«Спинка, сиденье, ножки».

«Носик, крышка, ручка, дно».

«Назови, одним словом».

• Морковь, лук, капуста, помидор. Что это?

• Кукла, мяч, пирамидка, кубики.

• Волк, заяц, лиса, белка.

«Скажи наоборот».

Большой - маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий, широкий – узкий, добрый – злой, грязный – чистый, весёлый – грустный, холодный - тёплый, сухой – мокрый, вдох – выдох, вперёд – назад, вверху – внизу, храбрый – трусливый, твёрдый – мягкий, светло – темно и т. д.

«Подбери действия».

• Собака (что делает) – лает, рычит, скулит, охраняет, бежит, лежит, спит, ласкается, грызёт и т. д.

• Царапается, мурлычет, мяукает, облизывается, ловит, играет.

«У кого кто?».

У коровы – телёнок, телята.

А у козы, лисы, свиньи, лошади, кошки, тигра, оленя, вороны, галки, слона?

«Назови ласково»

(Стол – столик, шкаф – шкафчик, заяц – зайчик, заинька, волк – волчок, дом – домик, голова – головушка, зима – зимушка, лиса – лисичка, лисонька, Женя – Женечка, мама – мамочка, мамуля и т. д.)

«Назови маму, папу и детёныша»

Бык, корова, телёнок.

Лис, лисица, лисёнок.

Волк, волчица, волчонок.

Ёж, ежиха, ежонок.

«Кто больше?»

Подобрать как можно больше слов к слову «овощи» (фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда, учебные вещи, перелётные птицы, дикие животные, домашние животные, цветы, деревья, зимующие птицы)

«Кто больше?».

Назвать из окружающей обстановки всё круглое (квадратное, прямоугольное, овальное, красное, синее, железное, пластмассовое)

Квадратное окно, квадратный стол, квадратная табуретка…

Красный помидор, красная ягода, красные карандаши, красное лицо…

«Мой, моя, моё, мои»

Подобрать к каждому слову как можно больше слов.

Мой нос, мой папа, мой карандаш …

Моя мама, моя кукла, моя рука …

Мои носки, мои руки …

(Аналогично можно подбирать слова к слову «один – одна», «два – две»).

"Каким бывает? "

В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т. д.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.

"Что бывает? "

Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например, что может быть теплым: теплая одежда, теплая погода, теплый чай и т. д.

"Буриме"

В этой популярной словесной игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона – ворона. стих:

Птица важная ворона,

К лицу была бы ей корона.

Прежде чем предлагать ребенку поиграть в "Буриме", надо объяснить ему, что такое рифма и научить его находить пары рифмованных слов.

"На один звук"

"Я знаю"

В эту словесную игру обычно играют с мячом. Можно стучать им об пол или асфальт и произносить: " Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница". Называть можно что угодно: города, женские или мужские имена, породы собак и т. д.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Консультация «Словесные игры, как приём развития ума» Лимерики[/h3] Сегодня, дорогие друзья и уважаемые коллеги, мне бы хотелось поговорить о словесных играх с детьми-дошколятами. Не углубляясь.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Словесные игры как средство активизации речевого развития дошкольника
Опубликовано: 18 марта 2021 в 12:21
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Словесные игры как средство активизации речевого развития дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Киселева (УИ 2061433) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД