Валентина Ерихова
Словесные дидактические игры и упражнения ко Дню Защитника Отечества
▼ Скачать + Заказать документы
Словесные, дидактические игры и упражнения
на тему «День защитника отечества», «Военная техника»
Составитель: Ерихова Валентина Александровна
1. «Один – много»
Образование множественного числа существительных в именительном падеже.
Танкист – танкисты.
Летчик – летчики.
Моряк – моряки.
Солдат – солдаты.
Воин – воины.
Герой – герои.
Публикация «Словесные дидактические игры и упражнения ко Дню Защитника Отечества» размещена в разделах
Ракета – ракеты.
Шашка – шашки.
Пилотка – пилотки.
Лодка – лодки.
Пехотинец – пехотинцы.
Десантник – десантники.
Пограничник – пограничники.
2. «Кого в армии много?»
Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
Один пограничник, а в армии много (кого) – в армии много пограничников.
Словарь : танкистов, летчиков, моряков, много солдат, воинов, героев, ракет, шашек, пилоток, лодок, пехотинцев, десантников.
3. «Посчитай»
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.
Один солдат – два солдата – пять солдат.
Словарь : матрос, пехотинец, летчик, парашютист, пушка, пистолет, ружье.
4. «Назови по образцу»
Образование существительного, обозначающего профессию.
Артиллерия – артиллерист
Вертолет – вертолётчик.
Словарь : кавалерия, пехота, разведка, танк, пулемет, десант, граница, море, парашют, ракета, космос.
5. «Назови солдата»
Если солдат охраняет границу, он кто? – Пограничник.
Плавает на корабле – моряк.
Ездит на танке – танкист.
Плавает на подводной лодке – подводник.
Проводит связь – связист.
Летает на самолёте – лётчик.
Служит в артиллерии – артиллерист.
Летает на вертолёте - вертолётчик.
Стреляет из автомата – автоматчик.
Прыгает с парашютом – парашютист.
Стреляет из пулемёта – пулемётчик.
6. «Кто что делает?»
Поиск соответствующего понятия.
Зенитчик – стреляет из зенитки.
Танкист – ездит на танке.
Лётчик – летает на самолёте.
Пулемётчик – стреляет из пулемёта.
Разведчик – ходит в разведку.
Миномётчик – стреляет из миномёта.
Вертолётчик – летает на вертолёте.
Пограничник – охраняет границу.
Моряк – плавает на границе.
Подводник – плавает на подводной лодке.
Ракетчик – запускает ракеты.
Артиллерист - стреляет из пушки.
Связист – обеспечивает связь.
Автоматчик – стреляет из автомата.
Десантник – прыгает с парашютистом.
7. «Скажи иначе».
Учить подбирать синонимы.
Солдат храбрый, а как сказать по другому? – смелый, бесстрашный.
Наша страна большая, а как сказать по другому? – огромная, необъятная.
Наша армия ….
8. «Чем похожи и чем отличаются?»
Построение монолога.
Самолет – вертолёт.
Катер – подводная лодка.
9. «Образуй новое слово»
Силы – сильный.
Храбрость – храбрый.
Смелость – смелый
Быстрота – быстрый.
Ловкость – ловкий.
Находчивость – находчивый.
Ум – умный.
10. «Четвёртый лишний»
Танк, истребитель, вертолет, самолет, бомбардировщик.
Артиллерист, снайпер, повар, десантник.
Барабан, пулемет, автомат, миномет.
Тельняшка, шинель, джинсы, китель.
Игры по теме «Военная техника»
1. Игра «Кому что нужно?»
Танк нужен кому…танкисту
Пушка нужна кому…артиллеристу
Автомат нужен кому…пехотинцу
Бинокль нужен кому…пограничнику
Парашют нужен кому…десантнику
Самолет нужен кому…лётчику
2. Игра «Сосчитай-ка»
Воспитатель: Давайте сосчитаем нашу боевую технику. Педагог демонстрирует картинку с боевой техникой и цифру, а ребёнку нужно правильно назвать количество техники.
3. Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: Ребята, я вам буду называть части слова (само) и бросать мяч. Вы должны поймать мяч и дополнить слово …лёт); (верто) — …лёт); (военная ма) — …шина); (военная подводная лод) — …ка).
4. Игра «Закончи предложение»
Вертолеты летят где? (в небе) Танки мчатся по чему? (по земле) Корабли штурмуют что? (море) Боевая машина идет куда? (в бой) Солдат защищает что? (Родину) Капитан управляет чем? (кораблем)
Можно отгадывать загадки и находить отгадки среди картинок, составлять описательные и сравнительные рассказы, использовать карточки для игр «Чего не стало?», «Что изменилось?», подбирать прилагательные и глаголы к существительным.
5. Игра "Сколько? Много-мало"
Танк - …
Самолет - …
Пушка - …
Корабль - …т. д
Далее предлагается детям все эти предметы назвать одним слово "Это всё (что) – военная техника".
6. Игра "Образуй новое слово"
- Этот солдат служит в пехоте, значит он (кто…пехотинец.
- Этот солдат управляет огромным танком, значит он (кто…танкист.
- Этот солдат ходит в разведку, значит он (кто…разведчик.
- Этот солдат служит в десантных войсках, значит он (кто… десантник.
- Этот солдат охранят границу, значит он (кто… пограничник.
- Этот солдат служит на подводной лодке, значит он (кто… подводник.
- Этот солдат защищает воздушные границы нашей страны, значит он (кто…летчик.
- Как всех этих людей назвать одним словом? (военнослужащие)
- Какой праздник, посвященный этим людям отмечается в нашей стране?
7. Игра "Загадки – отгадки. Военные профессии"
Детям предлагается отгадать загадки и разделить слова-отгадки на слоги (лет-чик, мо-ряк и т. д.)
Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет?
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ?
(пограничник)
Кто плывет на корабле?
Он не тоскует о земле.
Море дом его родной
Кто же, ребята, он такой?
(моряк)
Самолет парит, как птица,
Там воздушная граница.
На посту и днем и ночью
Наш солдат – военный…
(летчик).
8. Игра "Посчитай – 1,2,5"
Танк, корабль, самолет, подводная лодка.
Игра "Четвертый лишний"
- танк, истребитель, вертолет, самолет;
- артиллерист, снайпер, повар, десантник;
- барабан, пулемет, автомат, пушка;
- тельняшка, шинель, джинсы, китель.
9. Игра "Подбери слова "
Защитник Отечества (какой) -…
Танк (какой) - …
Армия (какая) - …
Родина (какая) - …
10. Игра "Действие"
Артиллерист (что делает) …
Пограничник (что делает).
Десантник (что делает…т. д.
11. Игра "Угадай по описанию"
Перед детьми выставляются изображения солдат различных родов войск. Ведущий (ребенок) загадывает одного из них, остальные задают ему вопросы, пытаясь отгадать. Ведущий может отвечать только: "да/нет".