Инна Паталаха
Скороговорка как средство для развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все звуки, не пропуская их и не «заглатывая».
Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.
Публикация «Скороговорка как средство для развития речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скороговорки
- Темочки
Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».
Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.
«Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова».
Чем полезны скороговорки
Какую пользу несут скороговорки? Они:
• тренируют речевой аппарат,
• развивают фонематическую и артикуляционную память,
• обогащают словарный запас,
• ставят речевое дыхание,
• помогают сделать речь интонационно грамотной,
• подготавливают к формированию письменной речи.
А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.
Как разучивать скороговорки
Разучиваем скороговорки по правилам.
• Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
• Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
• Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
• Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
• Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
• Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?
Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции.
Для более быстрого запоминания скороговорок можно использовать мнемотаблицы и мнемодорожки.
Предлагаем использовать мнемотаблицы для заучивания с детьми.