Елена Ильина
Скоро в школу: учимся решать арифметические задачи
▼ Скачать + Заказать документы
В подготовительной группе детского сада идёт серьёзная подготовка к школе. Помимо того, что идёт активная подготовка к обучению грамоте, при которой малыши знакомятся с буквами и звуками родного языка, дети получают элементарные математические представления: ориентируются в размерах, знакомятся с массой, объёмом, учатся считать, узнают состав числа. Кроме всего этого очень важно научить малыша решать арифметические задачи. Умение решать задачи по математике значительно облегчит жизнь ребёнка в первом классе школы. Естественно, что речь идёт о простейших задачах в одно действие на сложение и вычитание.
Публикация «Скоро в школу: учимся решать арифметические задачи» размещена в разделах
Что нужно знать при обучении ребёнка решать задачи?
Самое важное – научить выделять части задачи. Любая задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. Ребенок должен научиться выделять эти основные части задачи. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в первую очередь в этих частях. Конкретно понимал, что дано в задаче и, что нужно узнать. Соответственно, понимая вопрос, малыш легко определит действие, которое необходимо совершить (вычитание или сложение).
Решить задачу — значит понять и рассказать, какие действия с данными числами надо выполнить, чтобы получить ответ. Вы можете тренировать его следующим образом: вы повторяете условие задачи, а ребенок формулирует вопрос. Например:
Задача 1. Вы рассказываете условие задачи : «На ветке сидели 3 сороки. Затем прилетели еще 2». А ребенок формулирует вопрос: «Сколько теперь стало сорок?». Вопрос сформулирован правильно, но стоит пояснить, что вместо слов «стало теперь» лучше подобрать глагол, отражающий содержание задачи : «Сколько сорок сидит на ветке?» Всегда старайтесь использовать глаголы, называющие действия, присутствующие в содержании задач.
Задача 2. Поставьте в одну вазу 3 флажка, а в другую 1. Предложите малышу описать ваши действия: «Маша поставила в одну вазу 3 флажка, а в другую 1 флажок». Описывая ваши действия, ребенок уже составляет условие задачи. Обратите его внимание на этот факт: «Это и есть условие задачи. Что нам известно из условия? Что в одной вазе стоит 3 флажка, а в другой 1». Запишите эти данные цифрами или выложите карточками: 3+1. «Что же нам надо узнать?» — пусть ребенок подскажет вам ответ: «Сколько всего флажков в обеих вазах». Решаем задачу : 3+1=4. Пусть малыш запишет решение или выложит его предметными карточками.
Задача 3. Предложите ребенку расставить на столе 5 чашек, а затем уберите 1. Предложите ему самостоятельно составить условие задачи, описав действия, свои и ваши: Оля расставила на стол 5 чашек, а мама убрала одну».
Итак, это условие задачи. Из него известно, что было 5 чашек на столе. А одну убрали. Что же требуется узнать, что неизвестно в задаче? Пусть ребенок сформулирует вопрос самостоятельно: «Сколько чашек осталось на столе?» Запишите данные цифрами и решите задачу : 5-1=4.
Описывая математические действия, дети, как правило, используют бытовые слова: стало, будет, отнять, прибавить. Старайтесь закрепить в речи ребенка математические термины: сложить, вычесть, получится, равняется.
Для начала предложите ему задачи с одними и теми же числами на разные действия.
Задача 1. У Маши было 3 апельсина. Один она съела. Сколько апельсинов осталось? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько осталось апельсинов?
Предполагаемый ответ: «Из трех апельсинов вычесть один». Запишите цифрами решение и ответ: 3-1=2. Осталось два апельсина.