Валентина Данадусовна Андреева
Занятие по формированию интереса к народным промыслам родного края «Сказочные домики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: побудить интерес к промыслам нашего края.
Задачи: расширять перспективы детского развития путем включения детей в развивающие формы совместной деятельности друг с другом, родителями и воспитателями. Воспитывать бережное отношение к ремеслам и искусству Южного Урала, лучшие качества присущие народу (доброту, взаимовыручку, сочувствие, трудолюбие). Развивать зрительно – двигательную координацию, речь детей, память, воображение, творчество.
Оборудование и атрибуты:
Публикация «Занятие по формированию интереса к народным промыслам родного края „Сказочные домики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Бросовый материал, театр кукол из рукавичек, ложек, коробок. Сделанные детьми домики из разных материалов, ширма.
Музыкальный ряд – песня «Сказка приходи», сопровождающая музыка.
Игры: «Златая цепь», «Кто, где живет?».
Театр: «Чудо городок».
Зрительный ряд: коллекция «Волшебные домики», работа родителей, письмо, три лошадки, золотые кольца.
Литературный ряд: стихи, пословицы, физ. - минутка «Я хочу построить дом», пальчиковая гимнастика «Строим дом».
Предварительная работа:
Рисование домиков в различных техниках. Аппликации «Домики», «Зимний день».
Конструирование «Домики - раскладушки». Чтение сказок : «Рукавичка», «Теремок», «Горшок» о промыслах нашего края «Краса не наглядная».
Инсценирование сказок.
Разучивание пословиц о труде, физ. – минуток, стихов и песни.
Лепка из пластилина «Горшок».
Знакомство с народными куклами (текстиль, солома, дерево, нитки).
Подделка игрушек – погремушек.
Экскурсия в библиотеку, по деревне «Архитектура села».
Коллекция «Волшебные домики».
Беседы и рассматривание альбомов о промыслах.
Конкурс поделок «Мы с бабушкою лучшие друзья».
Работа с родителями.
Ход занимательного дела.
В - Ребята я хочу рассказать вам по секрету, что я побывала в чудесном Городе Мастеров.
Из былин из сказов, из преданий слов
Вырастает славный город мастеров.
Тут живут искусные злато – кузнецы
Делают уборы и куют венцы.
В – а что вы знаете об этом городе, о мастерах этого города?
Гончары – кудесники хвалят свой товар
Хлебоделы в печках раздувают жар
Туфли и сапожки мастера тачают,
Теплые. Узорные валенки валяют.
Девушки в светелках вяжут и прядут,
Тонкие, воздушные, кружева плетут.
Тут в просторных окнах витражи цветут
На высоких крышах аисты живут.
Тут мосты хрустальные, светлы терема
И резьбой ажурной светятся дома.
Белыми холстами устланы дома,
А в ручьях таятся перлы – жемчуга.
Тут матрешки дружат в плавном хороводе
Месяц с солнцем дружат в синем небосводе.
Золотые руки славных мастеров,
Ладят чудо город сказочных веков.
В – Хотите побывать в этом городе? Закройте глазки. Я укрою вас волшебной накидкой и скажу волшебные слова («Крибли, крабли, бумс», звучит таинственная музыка, дети открывают глаза и видят на полу разложенные иллюстрации волшебных домиков).
В – Посмотрите на эти домики, они такие разные, не обыкновенные. Возьми тот домик, который вам понравился. Рассмотрите его. Из чего построен дом? (дети отвечают на вопрос из какого материала построен дом)
В – Представьте себе, что ваш домик ожил и захотел потанцевать, изобразите как танцует ваш домик.
(Творческая импровизация – танец домиков, под музыкальное сопровождение)
В – Скажите, а в сказках животные из чего строят дом или находят себе жилища
(Беседа – «обьяснялка»)
В – Поиграем еще в игру «Кто, где живет?»
Человек - в доме, медведь – в берлоге, заяц – под кустом, кузнечик – под листком, пчела – улье, волк – логове, лиса – в норе, муравей в муравейнике, птица в гнезде, ондатра – в хатке.
В – Дома у всех разные и устроены тоже по-разному. Скажите, как называется дом индейца? Казака? Монгола? Якута? Чукчи?
(Стук в дверь, почтальон приносит письмо, воспитатель читает его)
В – «Сто колец, сто крылец, сто коней, сто вестей, так начинаются сказки….» (Инсценировка)
В – Спросим у первого скакуна – откуда ты примчался?
Конь1 – Я примчался с высоких Уральских гор.
В – Как там люди живут? Чем занимаются?
Конь1 – Люди строят дома, занимаются кузнечным делом, валянием, лоскутным шитьем.
В – А зачем им это надо?
Конь1 – Чтобы жить, украшать дома и быт людей.
В – Спросим второго скакуна – откуда ты примчался?
Конь2 – Я примчался с широких Уральских степей и глубоких озер.
В – А как там люди живут?
Конь2 – Они строят дома, украшают их резьбой занимаются плетением, гончарным делом.
В – А зачем им это надо?
Конь2 – Чтобы красиво жить, уютно жить.
В – Спросим у третьего скакуна – откуда ты примчался?
Конь3 – Я примчался с зеленых Уральских лесов – сосновых боров, березовых рощ и могучих дубрав.
В – Чем там занимаются люди?
Конь3 – Люди строят дома, занимаются ткачеством, вышивают, вяжут, делают изделия из бересты.
В – А зачем им это нужно?
Конь3 – Чтобы украшать свои дома и свой быт.
В – Очень много ремесел на Южном Урале.
(Проводят игру «Золотая цепь» - воспитатель называет ремесло, а дети берут золотое кольцо и кладут на изделие ремесла.
Валяние – валенки Вязание – рукавички
Гончарное дело – кувшин Резьба по дереву – шкатулка
Бондарное дело – бочка Текстильная кукла – кукла из лоскутков
Лозаплетение – корзина или пряжи)
Ткачество – половик
Кузнечное дело – подкова
Лоскутное шитьё – платок
Вышивание – вышивка
В – Каждое ремесло – кольцо. Колечко к колечку получается не кончаемая золотая цепь, мчатся кони по белу свету и собирают вести о ремеслах людей. Вся земля наша – земля мастеров, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной, иглой… Человек может глину и дерево в дом, игрушку. Камень в ожерелье, металл в подкову или самовар. А вы хотите стать мастерами и сделать красивую вещь своими руками? Например: построить не обыкновенный домик?
(Речевая игра «Я хочу построить дом»)
В – (Показывает на столы) Вам предстоит превратить эти вещи в волшебный домик, не пугайтесь «У страха – глаза велики», «Глаза боятся, а руки делают»)
Игра «Лотерея» (Дети вытягивают билет с номером стола)
В – Подходите к столу и начинайте работать.
(Звучит музыка, дети изготавливают домики – из горшка, рукавицы, барабана, валенка, коробки и украшают их. Во время труда вспоминают пословицы о труде)
Проводится физ. минутка «Строем дом», воспитатель предлагает поставить домики в определенное место.
В – У вас получился целый сказочный город, как вы его назовете? (дети предлагают свои названия).
В – Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом, без работы, без труда
Не построить города.
- я понимаю, что в вашем Чудо – городе живут сказки, давайте позовем сказку и заселим в него жильцов
Песня «Сказка приходи»
Инсценировка «Чудо - городок» - (по принципу сказки «Теремок»)
В – Закройте глазки – окошечки, тихо постойте, окошечки откройте. Посмотрите направо, налево, верх, вниз, ставенки закрыли, открыли, окошечки смеются - им весело. Были домики не красивые – стали красивые, были кривыми, скучными - стали высокими, веселыми (упражнение на снятие эмоционально напряжения)
- вам понравился Чудо – город? А быть мастерами? Я желаю, чтобы ваши руки стали золотыми и жили в золотом мире труда.
Золото ясное песен и слов,
Золото сказок седых стариков.
Золото рук тех, кто смел и умел,
Мир украшает золотом дел.
- а за ваше старание и умение я дарю вам картинки или мини альбомы.