жданова максимова марина
Сказочная безопасность для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Сказочная безопасность для малышей (обучение детей правилам безопасности по народным сказкам)
"Да это же триллер какой-то", -шепотом сказал сын. И протянул маленькую книжку. Триллер назывался "Колобок". А действительно, почему сказки (и песенки, и прибаутки) для самых маленьких такие плохокончающиеся? И вот что ещё интересно (обращали внимание) : сказки для детей постарше, как правило, заканчиваются хорошо. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают "жить-поживать". А у маленьких-сплошной "караул!". То лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются. Что, наши предки погуманнее не могли что-нибудь придумать или им нравилось детей запугивать? Конечно,нет. Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чем-то похожи на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а как раз для родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен? Вот им -то и объясняется, что будет, если: - если младенца положить на краю; -если оставить без присмотра (или оставить ребенка под присмотром ненадежных людей; -если по недогляду взрослых "хвостиком заденет", чего задевать не полагается; -если положить "остывать на окошке" без надзора; -если сбежит в неисследованное (то есть в неподготовленное для него место. Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причем в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это "напоминалки" для нас, ёмкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку- и найдёте в ней массу полезных советов- напоминаний по технике безопасности. В народных сказках есть чёткая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает её буквально с молоком матери. Все мамы - во все времена- поют своим малышам колыбельную "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок и ухватит за бочок. ". Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край. "Край" - это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за "краем", находится чужая "земля", на которую вторгаться нельзя. Там, "за краем",- "серенький волчок" (символ неизведанного и коварного). Это взрослые могут пойти "за край" и с ними ничего не случится, а младенцы должны быть в " серединке", месте освоенном и охраняемом. Коляска, пеленальный столик, кроватка, мамины (папины) руки- вот безопасное место для малыша. В доступной форме юному человеку объясняется, что край-это та граница, та неизведанная территория, где всё чужое, чуждое, неведомое. И почему ходить туда одному нельзя. И почему там подстерегает опасность. И как её избежать. В сказке всё сказано, всё объяснено. Задача взрослых- лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети "срисовывают" отношение к чему- или кому-либо с родителей (как мама-папа, так и я). Вот взрослые и должны показать своё отношение к поступкам беспечного героя. Но-обратите внимание!- никто Колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребенка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее. Итак, не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению. Помогите ребё нку понять: в чём же ошибка колобка (что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтобы лиса -ам!- и НЕ проглотила). Что делать, чтоб не пропасть? Сказки, напевки, колыбельные для младенцев -это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей. Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь.