Анастасия Вострухина
Сказкотерапия в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл. ребенка.
Темочки:
Значение сказки велико и, прежде всего, для ребенка дошкольного возраста. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которые открываются для исследователей, педагогов и психологов не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
В подтверждении этого можно привести высказывание педагога и психолога Б. Беттельгейма, который выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок в формировании личности ребенка: «Детям для снятия чувства тоски и страха совершенно необходимы полного драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремиться вытеснить старые сказки, лишает ребенка чего-то важного, так как из ее подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т. п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства».
Восприятие сказки дошкольниками становится специфической деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей детям свободно мечтать и фантазировать.
Сказка служит для ребенка посредником между внутренним миром и особой реальностью, которая раздвигает рамки обычной жизни, сталкивает ребенка со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме способствует постижению взрослого мира переживаний. В силу развитого механизма идентификации происходит эмоциональное объединение ребенка с другим человеком, персонажем и присвоение его образцов. Одной из актуальных проблем психологии образования сегодня является коррекция страхов и тревожности ребенка.
Прежде чем перейти к описанию содержания коррекционной работы, необходимо рассмотреть основные теоретические положения по детской тревожности и страхам, а также основы сказкотерапии.
Итак, рассмотрим основные категории по этому вопросу.
Подходы отечественных психологов к сопоставлению понятий «тревога» и «страх» :
Дифференциальная диагностика страха и тревоги по А. Захарову
Признак Тревога Страх
Временные особенности Возникает до наступления опасности Возникает во время наступления опасности
Действие на психику Возбуждающее Тормозящее
Направление во времени Проецирована в будущее Источником является прошлый травмирующий опыт
Форма реагирования Социально-обусловленная Инстинктивно-
обусловленная
Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость, не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение. Организму ребенка нужно не только сладкое, но и соленое, кислое, горькое; так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха.
Детские страхи - это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В. В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т. е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают.
Возраст Основные возрастные страхи дошкольника
По В. В. Лебединскому
2 – 2,5
года Разлука с родителями, отвержение с их стороны;
природные стихии (гром, молния, град и др.)
2 – 3
года Большие, непонятные, угрожающие объекты; исчезновение или передвижение внешних объектов
3 – 5
лет Смерть близких родственников (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов
6 – 7
лет Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); страх потеряться самому; физического насилия; страх одиночества;
школьный страх (не соответствовать образу «хорошего» ребенка)
8 – 9 лет Неудачи в школе или игре;
собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими;
физическое насилие; ссора с родителями, их потеря
9 – 11 лет Неудачи в школе или спорте;
заболевания;
отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);
высота, ощущение верчения (некоторые карусели);
зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т. п.)
11 – 13 лет Неуспех;
собственные странные поступки;
недовольство своей внешностью;
сильное заболевание или смерть;
собственная привлекательность, сексуальное насилие;
ситуация демонстрации собственной глупости;
критика со стороны взрослых;
потеря личных вещей.
Одним из наиболее эффективных способов коррекции страхов и тревожности детей является сказкотерапия. Людям свойственно обмениваться историями – это, как и обмен опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому, сказкотерапию можно по праву считать естественной формой общения и передачи опыта, органичной системой воспитания новых поколений.
Выделяют несколько видов «лечебных» сказок :
1. Народные (художественные) сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность, формируют чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».
2. Дидактические сказки (обучающие, развивающие).Расширяют знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях.
3. Диагностические сказки. Помогают определить характер ребенка и выявляют его отношение к миру.
4. Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение
5. Психокоррекционные (психологические, психотерапевтические) сказки. Вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Требования к работе со сказкой :
1. Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт, ссора детей, непослушание, тревожность и т. д.)
2. Искренность. От воспитателя требуется искренность повествования и открытость.
3. Дозированность. Сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
Ткач Р. М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
-Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
-Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
-Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
-Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
И вдруг однажды…Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Формы работы со сказками :
• Чтение и анализ сказки
• Рассказывание сказки
• Сочинение сказки
• Инсценирование сказки
• Иллюстрирование сказки
• Куклотерапия
Этапы работы со сказкой :
1. Ритуал «Вхождение в сказку»
2. Чтение сказки
3. Обсуждение сказки
4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки»
1.«вхождение в сказку» : музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
2. Чтение сказки. 2 варианта: 1 – читаем сказку полностью, без обсуждения. 2 вариант – в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
3. Обсуждение сказки. На примере сказки «Как мышонок стал храбрым». Вместе с детьми обсуждаем, кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличаются герои друг от друга. Вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали? А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее проговариваем, что чувствуем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Анализируем, что ожидает человека, который не изменится. Затем дети рассказывают, как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают стать храбрее
4. Ритуал «выхода из сказки». Использование мелодии для выхода из сказки или проговаривание, стихов, определенных слов.
Как же использовать сказкотерапию?
1. Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Может быть девочка, слушая сказку про Золушку, пытается решить какую-то свою проблему, ответить на важные для неё вопросы. И пусть маме придется читать эту сказку 10 ночей подряд, но нужно понимать, что это необходимо ребенку. Потом, когда ответ будет найден, интерес пропадет и можно будет переключиться на другие сказки. Наши детки очень умные, они сами способны найти решения проблем благодаря сказке.
2. Инсценирование сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки, на бумаге побороть свой страх.
3. Сочинение сказок. Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы, так построить сюжет, чтобы сам малыш пришел в нужному ответу. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.
4. Песочная и арт-терапия. Это два больших направления работы с детьми и решения их проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще — нужно рисовать сказку на бумаге или песке.