Тарина Сунчугашева
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
(слайд 1)Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок многое приобретает, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок.
Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Публикация «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
(слайд 2) В настоящее время сказка заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовно - нравственном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств
Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Цель, которой: создание условий для развития нравственности, творческого мышления и воображения детей, используя творческий потенциал сказки.
Задачи:
1)упражнять детей в самостоятельном нахождении ответов на вопросы, требующие осмысления
ситуации и мотивов поведения;
2) формировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательность, честность, отзывчивость, правдивость, справедливость;
3) упражнять в справедливой оценке своих поступков и поступков сверстников;
4) смягчить поведенческий негативизм у детей.
(слайд 3) Выделяют следующие виды сказок :
1) Народные сказки созданы для одушевления вещей, существ, явлений природы, животных.
2) Авторские художественные сказки – более трепетные, образные.
3) Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала.
4) Психодиагностические сказки предназначены для получения необходимой информации.
5) Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведения ребенка.
6) Психотерапевтические сказки – помогают увидеть происходящее с другой стороны жизни.
7) Медиативные сказки – необходимы для релаксации.
(слайды 4 - 5) При работе с определенной сказкой следуем поэтапности :
1. Знакомство со сказкой : чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки, т. е. ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что мы не оцениваем ни единого слова из того, что он говорит. Мы вообще не употребляем выражения «правильно», «неправильно», «верно», «неверно», а говорим только «мне кажется», «на его месте я бы…» и т. п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.
2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Подталкивая детей на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по-возможности отдавать «бразды правления» в этом разговоре детям.
3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. Продуктивная деятельность является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает детей, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.
4. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры и упражнения, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
(слайд 6) Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо и т. п. можно формировать с помощью сказок. Так, например: Сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, помогать друг другу; Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Снегурочка»; Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость -в сказках «Лиса и журавль»;Трудолюбие, уважение к старшим всегда вознаграждается – в народных сказках «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»;Помоги ближнему, сделай добро и оно вернётся к тебе- в сказке «Дюймовочка» и т. д.
(слайд 7) Сказкотерапия, корректирующая поведение и настроение ребёнка, является одним из самых щадящих и приятных методов воздействия-обучения, и воспитания, которая может применяться в разных ситуациях.
В своей работе применяю и рекомендую терапевтические сказки О. В. Хухлаевой «Лабиринт души», а также Л. Д. Короткова «Духовно – нравственное воспитание средствами авторских сказок», «Духовно – нравственное воспитание дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторских сказок»
(слайд 8) И сейчас вашему вниманию хочу предложить одну из терапевтических сказок :
Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму.
Направленность: Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.
Ключевая фраза: «Мама меня совсем не любит! Если бы она меня любила, то не стала бы наказывать»
В уютном домике на лесной опушке жил Зайчик. Как-то раз захотелось ему поиграть с друзьями на солнечной поляне.
Мама, можно я пойду погулять с друзьями?— спросил он.
Конечно, можно,— сказала мама,— только не опоздай к обеду. Когда кукушка прокукует три раза, возвращайся домой, а то я буду волноваться.
Я обязательно приду вовремя,— сказал Зайчик и побежал гулять.
На лесной поляне ярко светило солнышко, и зверята весело играли то в прятки, то в салочки, то в чехарду… Кукушка прокуковала и три раза, и четыре, и пять раз. Но Зайчик так увлекся игрой, что и не услышал ее. И только когда наступил вечер и зверята стали расходиться по домам, Зайчик тоже весело побежал домой к маме.
Но мама его была очень сердита на него за то, что он опоздал. Она отругала Зайчика и в наказание запретила ему выходить из дома. Зайчик обиделся на маму: он ведь не хотел ее огорчать, просто заигрался с друзьями и совсем забыл о времени, а его так несправедливо наказали. «Мама меня совсем не любит,— подумал Зайчик. — Если бы она меня любила, то не стала бы наказывать».
И Зайчик убежал из дому в лес, нашел норку и решил остаться там жить. Ночью пошел дождь, стало холодно и неуютно. Зайчик чувствовал себя очень одиноким, ему хотелось домой к маме, но он не мог простить ее за то, что она его наказала.
Утром Зайчика разбудила болтовня сорок, которые сидели на соседнем дереве. «Бедная Зайчиха,— говорила одна сорока другой. — Вчера ее Зайчонок убежал из дома, она всю ночь искала его в лесу под дождем, а теперь она тяжело заболела от огорчения и беспокойства».
Услышав эти слова, Зайчик подумал: «Раз мама волнуется из-за меня, значит, она меня, наверное, любит. Она заболела, потому что я убежал, и ей теперь очень плохо. Я должен простить ее и вернуться домой, ведь я тоже ее люблю». И Зайчик помчался домой.
Как только мама увидела его, она сразу выздоровела, встала с кровати и ласково обняла своего Зайчонка.
— Как я рада, что ты вернулся, мой хороший,— сказала мама. — Мне было очень плохо без тебя, ведь я так сильно тебя люблю.
— Я тоже тебя люблю, мамочка,— сказал Зайчик.
С тех пор Зайчик и его мама жили дружно и не обижались друг на друга. Зайчик понял, что мама его любит и будет любить всегда, что бы ни случилось.
Вопросы для обсуждения
Что случилось с зайчиком? За что он обиделся на маму? Обиделся бы ты на его месте? Почему Зайчик вернулся к маме? Что понял Зайчик из этой истории?
Интересно, что часто дети, идентифицируя себя с героями сказок, сообщают об этом группе. Иногда дети говорят, что и у них когда-то был подобный случай.
(слайд 9) Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Иногда взрослый, желая что-то подсказать ребенку «по жизни» или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами.
Выход здесь такой — самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребенок чувствует себя «как рыба в воде». В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить еще раз — фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят настоящей жизни. Просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, многие взрослые, успешно забыли.
Спасибо за внимание!