Елена Жигулина
Сказкотерапия в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи
В настоящее время актуальной является проблема развития речи детей. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей, имеющих речевые нарушения.
В этой связи возникла потребность в поиске новых способов и методов работы, применении инновационных технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Одним из методов, активно разрабатываемых в последнее время и применяемых в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими различные нарушения речи, является сказка. Этот метод является наиболее универсальным методом воздействия.
Публикация «Сказкотерапия в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Как известно, сказка для любого ребенка является маленькой жизнью полной ярких красок и приключений. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает реальность через переживания героев.
Сказкотерапия —интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие.
Следует отметить, что сказкотерапия относится к числу здоровьесберегающих технологий, которые не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекционной работы, а также способствует улучшению состояния всего организма.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи :
- развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам;
- развитие фонематического восприятия;
- работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;
- расширение и активизация словаря;
- совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.
Коррекционно - развивающие задачи:
- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);
- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);
- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;
- развитие мелкой моторики через приёмы вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Воспитательные задачи:
- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Широко используются в логопедической работе логосказки.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок :
1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
3. Фонетические (уточнение артикуляции звука, автоматизация, дифференциация звуков).
4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Артикуляционные сказки.
Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания. В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы. В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.
Пальчиковые логопедические сказки.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Фонетические сказки.
Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие.
Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук.
Лексико – грамматические сказки.
Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.
Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.
Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке : «Маша и медведь»)
Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
- Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)
Сказки для обучения грамоте.
Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетов, придумыванию сказок, сказочных историй.
В системе логопедических занятий сказка обеспечивает :
- формирование коммуникативной направленности речевых высказываний;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- формирование просодической стороны речи;
- формирование диалогической и монологической речи;
- приобщение ребенка к корням народной культуры.
Целесообразным считается выделить элементы сказкотерапии, используемые в логопедической работе:
-превращение занятия в сказочный сюжет;
-привлечение к занятию сказочного героя;
-употребление фрагментов из сказок;
-придумывание сказок.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит :
• Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу).
Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка : «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!"
• Основную часть, где логопед рассказывает детям новую сказку, использует
разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки). Логопед обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
• Резюмирование
Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Логопед подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт, что приобрели сегодня.
• Ритуал «выхода из сказки». Дети, стоя в кругу, проговаривают: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».
В процессе работы над сказками происходит обогащение словарного запаса, автоматизация звуков, а также введение этих звуков в самостоятельную речь. В работе над текстом сказки ребенок учится пересказывать, придумывать, осуществлять поиск ответов на вопросы, анализировать текст, что в свою очередь способствует развитию связной речи.
Основное правило сказкотерапии - это использовать простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Гуси – лебеди» и т. д. сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком.
Следовательно, сказкотерапия – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями, поскольку не всякий вид деятельности может обеспечить такое комплексное воздействие на речевую сферу ребенка.