Наталья Доканева
Сказкотерапия с детьми и подростками
▼ Скачать + Заказать документы
: в копилку педагога-психолога
Сказкотерапия всё чаще рассматривается как экологичный и эффективный метод при работе с детьми, подростками и взрослыми. Многие психологи пишут терапевтические сказки, однако я в своей работе опираюсь на признанных мастеров слова и убеждена, что писатели-сказочники интуитивно преподносят на блюдечке решение многих психологических проблем.
Приведу обзор сказок, которые на "ура" использую с ребятами из детского дома.
"Гррр Грозный и Рррр Тихоня" Д. Биссетт
Публикация «Сказкотерапия с детьми и подростками» размещена в разделах
Дональд Биссет - английский детский писатель, художник, киноактер и режиссер. Его сказки - кладезь для детского психолога. В цикле сказок "Беседы с тигром" есть глава про Гррр Грозного и Рррр Тихоню. Сюжет сказки : в джунглях живет Рррр Тихоня - львенок, у которого никак не получается рычать громко. А во дворце Король с Королевой страдают от того, что некому охранять королевскую сокровищницу. И тогда Король приглашает во дворец льва, который умеет громко рычать. Льва зовут Гррр Грозный. Но этот громогласный лев будит королевского ребенка, и тот плачет. Поэтому Гррр Грозный приглашает во дворец Рррр Тихоню, и они договариваются: "Решено, когда ребёнок проснётся, сторожить и рычать будет Гррр Грозный, а когда заснёт, рычать и сторожить будет Рррр Тихоня".
Сказка позволяет принять ребенку свою агрессивную и пассивную стороны, порассуждать, в каких местах можно вести себя раскованно и шумно, в каких - скромно и тихо. Сказку можно использовать и как инструмент психодиагностики: спросить ребенка, почему львенок был шумным / тихим; что чувствовал львенок, когда у него не получалось рычать.
Упражнение к сказке
Психолог заранее рисует на ватмане львенка. На месте головы остается овальное отверстие, куда ребенок может просунуть свою голову. Психолог предлагает ребенку просунуть голову и зарычать как Гррр Грозный или как Рррр Тихоня, остальные участники должны отгадать, кого изобразил ребенок. Смысл упражнения: эмоциональная разрядка, принятие как смелой и агрессивной, так и робкой и пассивной своей части.
"Горшок каши" Б. Гримм
Сюжет известен всем.
Сказка позволяет научиться самоконтролю, умению говорить себе "Стоп", проработать оральную жадность.
Упражнение к сказке
Детям предлагаются "горшочки" (небольшие ёмкости, которые психолог предлагает наполнить кинетическим песком ровно настолько, чтобы "утолить свой голод". Горшочки украшаются фольгой, инкрустируются и т. д. Упражнение позволяет проанализировать: кому хотелось ещё втолкать песок несмотря на то, что он уже не помещался, а кто наоборот скромничал, испытывая чувство вины за своё желание взять больше.
"Винни-Пух и Все-Все-Все" А. Милн. Глава 7, в которой Кенга и Крошка Ру появляются в лесу, а Пятачок принимает ванну
Сюжет главы: в лесу появляются новые жители: Кенга и крошка Ру (детеныш Кенги). Кролик вместе с прочими персонажами испытывает чувство ревности и предлагает план, как прогнать Кенгу и её детеныша из леса. Этот план заключается в том, чтобы похитить Крошку Ру, а в карман к Кенге вместо Ру подсадить Пятачка. Но план проваливается, потому что про Пятачка, попавшего в плен к Кенге, просто все забывают, тем временем как Крошка Ру заводит дружбу с Кроликом.
Сказка позволяет проработать чувство ревности или конкуренции, когда в коллективе появляется новый участник (брат, сестра). Сказка довольно длинная, поэтому её можно заменить на всем известный "Теремок", где также присутствует мотив появления новых героев.
Упражнение к сказке
Дети встают в круг, берутся за руки. Один из них находится за кругом, его задача - попросить ребят, чтобы те приняли его в свою компанию. Затем обсуждаются чувства и впечатления. Желательно, чтобы вне круга побывало несколько человек. При этом не рекомендуется проводить это упражнение в коллективах, где есть изгои и аутсайдеры.
"Гарри Поттер" Д. Роулинг "Гарри Поттер и узник Азкабана"
Весь сюжет нет смысла затрагивать. Важен отрывок, где Ремус Люпин учит студентов справляться со своими страхами с помощью боггартов - магических существ, которые превращаются именно в то, чего больше всего боится человек. Люпин объясняет, что, как только студент встретится со своим страхом, ему нужно представить этот свой страх в нелепом виде. Вот именно этот совет и можно сделать упражнением для коррекции некоторых фобий ( помним: с некоторыми фобиями нужно быть тактичными: смех уместен не всегда). Также, если будете использовать в своей работе "Гарри Поттера", приготовьте заранее ответ на вопрос: "Этично ли предлагать представлять учителя в нелепом виде?", как это сделал Невилл Долгопупс. Если такой сюжет Вам не по душе, попробуйте снова-таки Д. Биссета "Про малютку-автобус, который боялся темноты".
Замечательных сказок, конечно, много. Здесь перечислены те, которые отвечают самым распространенным запросам клиентов.