Получи документы

Сказкотерапия с детьми и подростками

Наталья Доканева
Сказкотерапия с детьми и подростками
▼ Скачать + Заказать документы

: в копилку педагога-психолога

Сказкотерапия всё чаще рассматривается как экологичный и эффективный метод при работе с детьми, подростками и взрослыми. Многие психологи пишут терапевтические сказки, однако я в своей работе опираюсь на признанных мастеров слова и убеждена, что писатели-сказочники интуитивно преподносят на блюдечке решение многих психологических проблем.

Приведу обзор сказок, которые на "ура" использую с ребятами из детского дома.

"Гррр Грозный и Рррр Тихоня" Д. Биссетт

Публикация «Сказкотерапия с детьми и подростками» размещена в разделах

Дональд Биссет - английский детский писатель, художник, киноактер и режиссер. Его сказки - кладезь для детского психолога. В цикле сказок "Беседы с тигром" есть глава про Гррр Грозного и Рррр Тихоню. Сюжет сказки : в джунглях живет Рррр Тихоня - львенок, у которого никак не получается рычать громко. А во дворце Король с Королевой страдают от того, что некому охранять королевскую сокровищницу. И тогда Король приглашает во дворец льва, который умеет громко рычать. Льва зовут Гррр Грозный. Но этот громогласный лев будит королевского ребенка, и тот плачет. Поэтому Гррр Грозный приглашает во дворец Рррр Тихоню, и они договариваются: "Решено, когда ребёнок проснётся, сторожить и рычать будет Гррр Грозный, а когда заснёт, рычать и сторожить будет Рррр Тихоня".

Сказка позволяет принять ребенку свою агрессивную и пассивную стороны, порассуждать, в каких местах можно вести себя раскованно и шумно, в каких - скромно и тихо. Сказку можно использовать и как инструмент психодиагностики: спросить ребенка, почему львенок был шумным / тихим; что чувствовал львенок, когда у него не получалось рычать.

Упражнение к сказке

Психолог заранее рисует на ватмане львенка. На месте головы остается овальное отверстие, куда ребенок может просунуть свою голову. Психолог предлагает ребенку просунуть голову и зарычать как Гррр Грозный или как Рррр Тихоня, остальные участники должны отгадать, кого изобразил ребенок. Смысл упражнения: эмоциональная разрядка, принятие как смелой и агрессивной, так и робкой и пассивной своей части.

"Горшок каши" Б. Гримм

Сюжет известен всем.

Сказка позволяет научиться самоконтролю, умению говорить себе "Стоп", проработать оральную жадность.

Упражнение к сказке

Детям предлагаются "горшочки" (небольшие ёмкости, которые психолог предлагает наполнить кинетическим песком ровно настолько, чтобы "утолить свой голод". Горшочки украшаются фольгой, инкрустируются и т. д. Упражнение позволяет проанализировать: кому хотелось ещё втолкать песок несмотря на то, что он уже не помещался, а кто наоборот скромничал, испытывая чувство вины за своё желание взять больше.

"Винни-Пух и Все-Все-Все" А. Милн. Глава 7, в которой Кенга и Крошка Ру появляются в лесу, а Пятачок принимает ванну

Сюжет главы: в лесу появляются новые жители: Кенга и крошка Ру (детеныш Кенги). Кролик вместе с прочими персонажами испытывает чувство ревности и предлагает план, как прогнать Кенгу и её детеныша из леса. Этот план заключается в том, чтобы похитить Крошку Ру, а в карман к Кенге вместо Ру подсадить Пятачка. Но план проваливается, потому что про Пятачка, попавшего в плен к Кенге, просто все забывают, тем временем как Крошка Ру заводит дружбу с Кроликом.

Сказка позволяет проработать чувство ревности или конкуренции, когда в коллективе появляется новый участник (брат, сестра). Сказка довольно длинная, поэтому её можно заменить на всем известный "Теремок", где также присутствует мотив появления новых героев.

Упражнение к сказке

Дети встают в круг, берутся за руки. Один из них находится за кругом, его задача - попросить ребят, чтобы те приняли его в свою компанию. Затем обсуждаются чувства и впечатления. Желательно, чтобы вне круга побывало несколько человек. При этом не рекомендуется проводить это упражнение в коллективах, где есть изгои и аутсайдеры.

"Гарри Поттер" Д. Роулинг "Гарри Поттер и узник Азкабана"

Весь сюжет нет смысла затрагивать. Важен отрывок, где Ремус Люпин учит студентов справляться со своими страхами с помощью боггартов - магических существ, которые превращаются именно в то, чего больше всего боится человек. Люпин объясняет, что, как только студент встретится со своим страхом, ему нужно представить этот свой страх в нелепом виде. Вот именно этот совет и можно сделать упражнением для коррекции некоторых фобий ( помним: с некоторыми фобиями нужно быть тактичными: смех уместен не всегда). Также, если будете использовать в своей работе "Гарри Поттера", приготовьте заранее ответ на вопрос: "Этично ли предлагать представлять учителя в нелепом виде?", как это сделал Невилл Долгопупс. Если такой сюжет Вам не по душе, попробуйте снова-таки Д. Биссета "Про малютку-автобус, который боялся темноты".

Замечательных сказок, конечно, много. Здесь перечислены те, которые отвечают самым распространенным запросам клиентов.

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Аппликация в смешанной технике «Зонтик» с детьми-подростками с ОВЗАппликация в смешанной технике «Зонтик» с детьми-подростками с ОВЗ Фотоотчет о мастер-классе по аппликации в смешанной технике «Зонтик» с детьми-подростками с ОВЗЛетом не все дни бывают солнечными. Особенно.

Фотоотчет с мастер-класса по изготовлению адвент-календаря на тему «Летние каникулы» с детьми-подростками с ОВЗФотоотчет с мастер-класса по изготовлению адвент-календаря на тему «Летние каникулы» с детьми-подростками с ОВЗ .

Фотоотчет с мастер-класса по изготовлению аппликации «Букетик цветов» с детьми-подростками с ОВЗФотоотчет с мастер-класса по изготовлению аппликации «Букетик цветов» с детьми-подростками с ОВЗ Фотоотчет с мастер-класса по изготовлению букетика цветов с детьми-подростками с ОВЗВсе мы любим цветы Эти удивительно прекрасные застывшие.

Фотоотчет с мастер-класса по изготовлению поделки «Ловцы сна» с детьми-подростками с ОВЗФотоотчет с мастер-класса по изготовлению поделки «Ловцы сна» с детьми-подростками с ОВЗ Фотоотчет с мастер-класса по изготовлению "ловцов снов» с детьми-подростками с ОВЗ "Лови мои цветные сны"-поется в популярной песне! А.

Фотоотчет с мастер-класса по изготовлению панно в смешанной технике «Золотая рыбка» с детьми-подростками с ОВЗФотоотчет с мастер-класса по изготовлению панно в смешанной технике «Золотая рыбка» с детьми-подростками с ОВЗ Фотоотчет с мастер-класса по изготовлению панно в смешанной технике "золотая рыбка" с детьми-подростками с ОВЗВсе мы помним и знаем сказку.

Фотоотчет с мастер-класса по объемной аппликации «Коктейль» с детьми-подростками с ОВЗФотоотчет с мастер-класса по объемной аппликации «Коктейль» с детьми-подростками с ОВЗ Фотоотчет с мастер-класса по объемной аппликации "коктейль" с детьми-подростками с ОВЗ. Лето всегда балует нас сочными фруктами и ягодами.

Фотоотчет с мастер-класса по рисованию букета роз в нестандартной технике с детьми-подростками с ОВЗФотоотчет с мастер-класса по рисованию букета роз в нестандартной технике с детьми-подростками с ОВЗ Фотоотчет с мастер-класса по рисованию букета роз в нестандартной технике с детьми-подростками с ОВЗРозы,поистине, считаются самыми романтичными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия с детьми и подростками
Опубликовано: 8 апреля 2024 в 18:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия с детьми и подростками» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Доканева (УИ 1148916) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД