Татьяна Буленко
Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Буленко Татьяна Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ д/с №22 «Почемучка», г. Саяногорск, Республика Хакасия
Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДОУ
Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки.
Альберт Эйнштейн
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Сказкотерапия относится к здоровьесберегающей педагогической технологии, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И. В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.
«Сказкотерапия» - появилась сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «Сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих - средство передачи основных знаний о мире. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков Игорь Викторович: сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Сказкотерапия - терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное - возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке и способна развивать сокровища его души.
Цель метода сказкотерапии – это активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Сказкотерапия развивает самосознание ребёнка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы «Сказкотерапии» заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально - поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Функций сказок :
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция Сказкотерапии основана на идеи ценности метафоры как носителя информации:
– о жизненно важных явлениях;
– о жизненных ценностях;
– о постановке целей;
– о внутреннем мире автора.
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
– как устроен этот мир, кто его создал;
– что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
– какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ним справляться;
– как приобретать и ценить дружбу и любовь;
– как прощать.
Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич -Евстигнеева:
1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.
2. Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:
– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;
– Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.
– Сказки о преобразовании. Например, сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок».
– Страшные сказки. Сказки о нечистой силе. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок детям, необходимо учитывать, что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным.
– Волшебные сказки. Они включают в себя повествования о нереальных событиях и персонажах.
3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин - Сибиряк Д. «Серая шейка».
4. Дидактические сказки. Создаются для подачи учебного материала. Так, например, на организованной - образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.
5. Психокоррекционные сказки. Создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.
6. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Основные методы, используемые в сказкотерапии :
– Рассказывание сказки.
– Рисование сказки.
– Сказкотерапевтическая диагностика.
– Сочинение сказки.
– Изготовление кукол (сказочных героев).
– Постановка сказки.
Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями. Для детей 2-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.
В своей работе с детьми я используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий можно решить многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.
Василий Александрович Сухомлинский сказал : «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.».
Список литературы
1. Вачков, И. В. Сказкотерапия в работе детского психолога / Современное дошкольное образование. – 2008.- №4.
2. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. – Санкт – Петербург: «Речь», 2004.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии /Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. – Санкт – Петербург: «Златоуст».
4. Сакович, Н. А. Практика сказкотерапии / Н. А. Сакович. - Санкт-Петербург: «Речь», 2007.
5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. – Москва: «Владос», 1999.
6. Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - Москва: Политическая литература, 1982.