Татьяна Неверова
Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Автор: Неверова Татьяна Александровна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 64» г. Оренбург
Цель: Воспитание гуманных и общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
-раскрытие творческих способностей и познавательного интереса, на примере сказок показать, что добро побеждает зло.
Публикация «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-решение проблем поведения.
-формирование интереса к чтению.
-воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.
-повышение уверенности в себе и формирование адекватной личностной самооценки, благоприятных межличностных отношений, разнообразных форм коммуникаций.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными – читайте им сказки.
Если хотите, чтобы они были еще умнее – читайте им больше сказок».
Альберт Эйнштейн
Сказка – самый любимый и распространённый жанр. Все дети, не зависимо от возраста и характера, всегда очень любят слушать сказки. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.
Сказкотерапия - это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, способ передачи необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах и притчах.
Цель сказкотерапии – решение терапевтических, коррекционных, развивающих, дидактических и релаксационных задач без назидания, путем естественного принятия. Следовательно, сказка – важное, значимое средство здоровьесберегающего урока.
С помощью сказок ребенок сможет:
- узнать и выучить новые слова, формулировать мысли,
- фантазировать и развивать воображение;
-расширять свои знания об окружающем мире;
-сформировать положительные черты характера;
-различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
-находить поддержку;
-скорректировать свое поведение на бессознательном уровне;
решить проблемы своего характера;
-наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтных ситуаций;
-справляться с психосоматическими проявлениями.
С какого возраста можно читать сказки.
Сказки можно читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие.
Возраст 3-7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этот период без сказки никак нельзя.
В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент.
В разные годы ребенок, по- разному воспринимает сказку.
Например: в 3-4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его интересует его внешний вид, действия и поступки.
В 4-6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а так же оценивает поступки и действия которые совершили герои, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.
Работа со сказками может принимать различные формы – ребенку можно предложить послушать, продолжать, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты с помощью изобразительных и творческих приемов. В результате использования сказкотерапии ребенок будет способен найти решение сложных жизненных вопросов и обнаружить в себе силы для преодоления трудностей.
Сказка предполагает погружение в особую сказочную обстановку, в которой может проявиться нечто нереализованное. В ней материализуются мечты, появляется чувство защищенности, спокойствия.
Сказкотерапия помогает поверить в то, что волшебство может происходить у каждого в душе, улучшая одновременно и внутренний мир человека, и мир вокруг, следовательно, сказка имеет возможность вывести человека на высшие ценности и помочь осознать их.
Эффект сказкотерапии состоит в том, что слушатель постигает ее смыл, черпает мудрость, интерпретирует ее для себя, отождествляет себя с некоторыми героями, приписывает происходящие в сказке события себе.
В чем отличается простое рассказывание сказки от сказкотерапии?
Прежде всего педагог или родитель направляет мысли ребенка на разрешение определенной проблемы, которую он выявил, помогает ему сделать определенные выводы на основе прослушанной сказки и изменить свое поведение или отношение к некоторым событиям, понятиям.
Значит, в сказкотерапии можно выделить несколько этапов:
- выявление и анализ проблем у ребенка;
- подбор для данной проблемы соответствующей сказки;
- рассказывание сказки;
- помощь ребенку в самостоятельной интерпретации для разрешения личностной проблемы;
- наблюдение за изменением поведения и отношения ребенка после рассказывания сказки;
- оказание помощи в затруднительных ситуациях, напоминание о способах разрешения проблемы, открытых им посредством сказки.
Сказкотерапия — это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций. Если ребенок поймет, что испытания закаляют героя, делаю его сильным, он научится преодолевать жизненные трудности.
Рассказывая сказки ребенку, педагог подчеркивает идею о том, что испытания часто даются сильнейшему. В процессе борьбы герой становится сильнее мудрее и получает награду.
Сказкотерапия представляет собой «созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки».
Большие возможности таит в себе сказка для обучения детей состраданию и эмпатии. Ведь если мы расскажем ребенку, что в каждом цветке, дереве, траве живет душа, он научится понимать природу, сочувствовать ей.
Часто в сказках на помощь главному герою приходит волшебство. Означает ли это, что ребенок должен пассивно ждать и верить, что чудо позволит преодолеть ему трудности? Нет. Задача педагога состоит в том, чтобы активизировать творческие возможности ребенка и направить их на решение его проблемы. Педагог может спросить: «Какие еще существуют выходы из твоей ситуации?», «Придумай новые варианты развития событий», «Сочини для себя сказку с хорошим концом».
Сочинение собственной сказки – представляет собой творческий процесс поиска выхода из затруднительной ситуации. Сказочный герой ребенка вначале разрешает проблему в воображении, а затем и в жизни.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе.
Сказки можно разделить на следующие виды:
- художественные (к ним относятся авторские и народные сказки,
- дидактические, предназначенные для обучения дошкольников (например, сказки о буквах и цифрах, сказки о микробах, живущих во рту и т. д.)
- медитативные (служащие для релаксации, восполнения недостатка родительской заботы, снятия тревожности, успокоения,
- психотерапевтические,
- психокоррекционные.
К художественным сказкам относятся те, которые созданы народом, и авторские истории. В них есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.
Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на продуктивный, а также объяснение ребенку смысла того, что происходит.
Например, ребенок не умеет забирать свои игрушки и обижается, когда другие дети у него отнимают их. При этом он не знает, как себя вести в такой ситуации и начинает плакать. С помощью психокорреионной сказки педагог показывает адекватную модель поведения. Или, ребенок может быть драчливым, обижать других, при этом считая, что обидели именно его. Задача педагога на примере героев сказки показать искаженное видение героем проблемы и необходимость конструктивного ее решения.
Психокоррекционные сказки используются для снятия детских страхов. Например, ребенку тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои сказки оказывают персонажу поддержку и предлагают способы преодоления страха.
Психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они лечат, не давая прямых ответов на вопросы, заставляют задуматься о смысле человеческих поступков.
К функциям психотерапевтической сказки можно отнести следующие:
- восполнение пробелов в воспитании;
- несение общечеловеческой информации;
- формирование нового взгляда на ситуацию, позволяющего перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;
- сказка показывает внутренний конфликт ребенка и дает возможность размышлять над ним;
- является символическим «буфером» между ребенком и педагогом или родителем. Благодаря этому сопротивление, негативизм часто сглаживается, и энергия направляется на размышление.
Следует также отметить, что при соблюдении соответствующих условий, сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы, в собственные возможности.
Медитативные сказки используются для снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивного настроя. В ходе такой сказки осуществляется сообщение бессознательному позитивных моделей, создание установки на благоприятный исход событий. В этой сказке нет конфликтов. А положительные образы проникают в бессознательное и создают «энергетический фундамент личности», при этом осуществляется компенсируя эмоционального тепла.
Для того чтобы создать такую сказку, ребенка необходимо погрузить в радостную спокойную ситуацию, в которой он чувствует себя счастливым. Далее можно формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические образы).
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике.
Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить развивает.
Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.