Надежда Петринко
Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром природы, людей, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. К сожалению, не все дети в данном возрасте окружены достаточным вниманием, пониманием и заботой со стороны взрослых. Не у всех родителей есть время уделить должное внимание своим детям в связи со своей занятостью. Именно поэтому, многие очень значимые для детей моменты и вопросы «проходят мимо». Отсюда, в дальнейшем возникают проблемы в поведении детей.
Публикация «Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Страх и детская тревожность
- Темочки
В настоящее время многие педагоги, психологи, а так же другие специалисты все чаще прибегают к такому методу как «сказкотерапия» для того, чтобы помочь детям решить или выяснить в чем заключаются проблемы ребенка. Так как сказки – это естественная составляющая повседневной жизни всех детей, то сказкотерапия является действенным методом в работе с детьми.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращения. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.
Концепция программы
Данный метод вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме. Таким образом, сказочная форма, обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны, уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей, оценок. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, сказка помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
У сказки несколько функций : служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; служить способом использования положительного примера в воспитании.
Поэтому основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Актуальность
Актуальность данной программы заключается в том, что сказки – естественная составляющая жизни ребенка. Из наблюдений за детьми в процессе игры, на занятиях, прогулках, в свободной деятельности, видно, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, то есть на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Поэтому занятия по сказкотерапии помогут детям в реальной жизни стать активными созидателями, накопить в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Цель программы
Целью данной программы является изучение эффективности использования сказкотерапии как средства снижения состояния тревожности и повышение уровня самооценки детей.
Задачи программы
С учетом поставленной программой целью целесообразно выделить следующие задачи:
1. Проведение констатирующего эксперимента для выявления уровня самооценки и состояния тревожности в начале года;
2. Выявление отношения ребенка к семье, к отдельным ее членам с помощью рисуночного теста.
3. Проведение контрольного эксперимента для выявления уровня самооценки и состояния тревожности в конце года;
4. Количественный и качественный анализ результатов использования программы.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы, - 5 – 7 лет. Это определяется значительным ростом умственных и физических способностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста, что дает им возможность принимать, анализировать и интегрировать полученную на занятиях информацию.
Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия 30 – 35 минут. Общее количество учебных занятий – 36.
Количество детей посещающих занятие – 10 человек (на некоторых занятиях допустимо присутствие родителей).
Ожидаемые результаты
1. Активизация мыслительных процессов детей;
2. Преодоление и решение имеющихся у ребенка проблем с помощью сказкотерапии;
3. Накопление в подсознании ребенка «банка жизненных ситуаций»;
4. Выявление и поддержание творческих способностей детей;
5. Развитие умения преодоления страхов и трудностей;
6. Снижение уровня тревожности и агрессивности;
7. Развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Формы контроля
1. Диагностические данные, представленные в виде таблиц и диаграмм;
2. Наблюдение;
3. Беседы с воспитанниками и их родителями;
Педагогическая диагностика (Приложение №1)
1. Методика исследования самооценки по методу Дембо – Рубинштейна;
2. Методика определения тревожности у детей дошкольного возраста, разработанная Р. Телом, М. Дорки и В. Аменом;
3. Методика «Рисунок семьи», А. Л. Венгер.
Формы подведения итогов реализации программы
1. Продукты творческой деятельности детей (рисунки, поделки, изделия из пластилина и т. д.);
2. Открытые занятия для педагогов и родителей;
3. Инсценировка сказок для показа на праздниках в детском саду;
4. Письменные отзывы родителей;
5. Фотоотчет;
6. Творческий отчет воспитателя на педагогическом совете детского сада.
Учебно – тематический план (Приложение №2)
Методы, используемые на занятиях
1. Сказкотерапия, изотерапия, релаксация;
2. Беседы, рассказы, игры, сказки;
3. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, психодинамические медитации и танцы;
4. Рассматривание иллюстраций, картин, зарисовок;
Приложение №1
Методика исследования самооценки по методу
Дембо – Рубинштейна
Настоящий метод прост, для его реализации необходимы лист бумаги, карандаши или фломастеры. На листе бумаги исследующий рисует вертикальную линию и сообщает испытуемому, что на верхнем полюсе находятся самые счастливые люди, на ниже – самые несчастные.
Испытуемого просят обозначить карандашом свое место на линии. В беседе с ним уточняются особенности его самооценки, имеющиеся проблемы, выясняются представления о счастье и несчастье.
Методика определения тревожности у детей дошкольного возраста, разработанная Р. Телом, М. Дорки и В. Аменом
Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным. Рисунки выполнены в двух вариантах: для мальчиков и для девочек. Рисунок представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка.
Рисунки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Все высказывания ребенка заносятся в протокол. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально – негативных выборов (Выборов печального лица) к общему количеству предъявляемых рисунков (14). ИТ = количество эмоционально – негативных выборов.
Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной и отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в той или аналогичной ситуации. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально – позитивный или эмоционально – негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в детском саду.
Тест тревожности для дошкольников
1. Игра с младшими детьми.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?
Он (она) играет с малышами».
2. Ребенок и мать с младенцем.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?
Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3. Объект агрессии.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?»
4. Одевание.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?
Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?
Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?
Он (она) идет спать».
7. Умывание.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?
Он (она) в ванной».
8. Выговор.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?»
9. Игнорирование.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?»
10. Агрессивное нападение.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?»
11. Уборка игрушек.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?»
12. Изоляция.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?»
13. Ребенок с родителями.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?
Он (она) со своими мамой и папой».
14. Еда в одиночестве.
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?
Он (она) ест».