Татьяна Дейзенгер
Метод проектов как средство работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Публикация «Метод проектов как средство работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону дошкольного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющемуся дошкольному образованию потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию воспитанников в обучении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения и воспитания с жизнью
Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов [4].
В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Перед педагогами встает трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального практического (материального) результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», то есть его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какой-либо практической или теоретической проблемы, который можно увидеть, осмыслить, реализовать. То есть, Проект – это “шесть П” : Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация (отчет о проделанной работе) – Портфолио (папка, где собраны все рабочие материалы).
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно – патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно – образовательного процесса.
Проанализировав работы педагогов – классиков по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей : от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.
Использование данного метода в системе нравственно – патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Таким образом, участие в проектах способствует расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях города, людях – тружениках. Полученные знания о городе Кемерово и стране России дети отражали в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности. Сама деятельность и ее результаты носили эмоционально – положительную окраску.
Чувство гордости за достижения страны и желание сохранять богатства города, страны проявлялось в добрых дела и поступках. Дети научились бережно относиться к природе и ко всему живому, к труду взрослых.
Участие в проектах способствовало формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми и со сверстниками.
Надеемся, что такие нравственные качества, как любовь к родному краю, к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.
Следовательно, использование метода проектов позволит создать систему работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения; повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания.