Маргарита Глушенцева
Сказкотерапия как метод коррекционной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Современная работа воспитателя в детском саду в рамках Федерального Государственного стандарта направлена на обучение не только нормальноразвивающихся дошкольников, но также и на обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Образовательная система должна максимально активизировать у детей желание развиваться, познавать мир и формировать практические знания, умения и навыки, а также расширять кругозор.
Публикация «Сказкотерапия как метод коррекционной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Одним из способов реализации этих задач в работе с детьми с ОВЗ мы ставим использование здоровьесберегающих коррекционных технологий обучения. Мы реализуем цель обеспечить таким дошкольникам возможность сохранения здоровья в период обучения в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Направления коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ определяются в зависимости от характера ведущего нарушения в развитии у обучающегося и от особенностей и степени вторичных недостатков.
Подробней рассмотрим один из методов коррекционных технологий, применяемый нами в детском саду – сказкотерапия. Сказкотерапия — это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой, интеллектуальной сфере.
Применяя сказкотерапию, мы выдвигаем следующие цели:
1. Снятие эмоционального напряжения;
2. Создание игровой доверительной атмосферы в группе;
3. Установление межличностных контактов между детьми;
4. Формирование у детей с ОВЗ адекватной самооценки;
5. Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
6. Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
У детей с ОВЗ мы наблюдаем неустойчивость эмоций. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка мы стараемся развивать необходимые для эффективного существования фантазию и творчество.
Во время восприятия сказок, мы подводим ребёнка к выстраиванию их в свой жизненный сценарий, формированию его. Воспитатель создаёт условия, в которых ребёнок, работая со сказкой, находит решение своих жизненных трудностей и проблем, что даёт ощущение уверенности в себе, придаёт сил и позволяет переоценить своих проблемы, найти возможность справиться с ними.
Сочинение сказок формирует самостоятельную художественную деятельность детей. Данный процесс – важный этап в становления монологической и диалоговой речи. У детей с ОВЗ мы наблюдаем затруднения в выразительности содержания текста, происходят необоснованные паузы и остановки, выявляется крайне бедный словарный запас.
В данном случае мы обеспечиваем выполнение задачи – воспитания интонационной выразительной речи. Мы учим таких детей произвольно менять голос, пользоваться логически ударением и паузами, осознанно выражать свои мысли. Также много читаем детям, учим их вдумчиво слушать, обсуждать героев и их поступки. Предоставляем детям возможность поиграть в настольный кукольный театр, допускаем изменение ими сюжета или введение новых персонажей.
Сказки обеспечивают благоприятный эмоциональный фон, осуществляют развитие дикции и мимики, способствуют улавливанию ритма речи, помогают в поддержании работоспособности и интереса дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, можно сказать, что использование сказкотерапии, применяемой нами в работе с детьми с ОВЗ, способствует: 1. Развитию психических процессов; 2. Формированию двигательных знаний, умений и навыков; 3. Развитию работоспособности детей; 4. Развитию общей и мелкой моторики; 5. Социальной адаптации детей; 6. Обогащению устной речи.