Светлана Изъюрова
Сказкотерапия как инновационная технология повышения познавательно-речевой активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Что является перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств.
Публикация «Сказкотерапия как инновационная технология повышения познавательно-речевой активности детей раннего возраста» размещена в разделах
Сказкотерапия помогает в развитие личности и речи детей.
Когда развивается:
1. Активность : от потребности в эмоциональной разрядке — через самовыражение в активном действии.
2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки.
3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном.
4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки.
5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев.
6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого — через словесные рассуждения, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я». Ребенок естественным путем учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности.
Интенсивное развитие речи с применением данных методов обеспечивает:
Взаимосвязь изучения родного языка с развитием
коммуникативно-речевых и творческих способностей детей;
Интенсивное развитие видов речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
Развитие художественно-образного и логического мышления детей, воспитание культуры речевого общения.
Повышение активности детей, их самостоятельности, способствующее умственному и речевому развитию;
Способность осмысленно говорить;
Обогащение речи детей, развивает их внимание и интерес к языковым явлениям;
Расширение и уточнение представлений об окружающем в ходе чтения сказок, слушания музыки, рассмотрения иллюстраций;
Развитие фонематического слуха;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие речевого дыхания;
Обогащение словаря детей, развитие связной речи и грамматического строя речи.
Все это благодаря специфике детского возраста легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц, поговорок, участвуют в сочинении сказок.
Варианты организации занятий с использованием элементов сказкотерапии :
Сказочный сюжет;
Элементы фольклора;
Воображаемые приключения;
Литературные персонажи;
Сюжеты и герои мультфильмов и т. д.
Построение занятий с использованием элементов сказкотерапии происходит на придуманном сюжете.
Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:
Развитию всех компонентов речи;
Формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
Развитию познавательных процессов;
Развитию творческих способностей детей;
Воспитанию положительных эмоций и нравственно-эстетических чувств.
Занятия с элементами сказкотерапии обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.
В системе работы по сказкотерапии можно выделить три этапа работы с детьми.
1. Познавательно-аффективная ориентировка.
Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.
Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.
2. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.
Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движения и ритмического рисунка.
Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.
3. Выражение замещающей потребности.
Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний — потребностей в играх-фантазиях по сказке.
Игровые приемы: для младшего дошкольного возраста — совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров;
Словесная режиссерская игра. Данный метод преследует три основные задачи.
1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. Такие альтернативные вопросы, как: «Какое настроение передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?», — позволяют детям ориентироваться в динамике и мелодике музыкальной композиции.
2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса.
С целью развития артикуляционного аппарата детьми используются звукоподражательные слова, голоса животных.
Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.
Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи.
1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий национальный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
2. Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов,
3. Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.
Психологическая атмосфера занятий
Центральный момент сказкотерапии — добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников.
Таким образом, сказка предоставляет ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров).