Светлана Шишова
Фотоотчет «Сказки в картинках, или Что такое Камишибай?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема народных увеселений и театрализованных представлений, несомненно, необыкновенна и интересна.
На Руси в XIX веке неотъемлемой частью праздничных увеселений были райки или потешные панорамы. Райки были на ярмарках в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Саратове, Ярославле, Одессе и других городах. Д. А. Ровинский дает точное описание райка: «Раёк – это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители «по копейке с рыла», глядят в стекла, - раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые»[ Исследователи народной культуры полагают, что раёк происходит от «райского действа» кукольного театра, т. е. изначально это был показ сцен, связанных с Адамом и Евой, в панорамном вертепе (при помощи рисованных неподвижных фигур, позднее «райское действо» вытеснили картинки светского содержания, по большей части это были комические сцены. Есть и другая гипотеза - связь райка с большими панорамами, которые привозили иностранные гастролёры на крупные русские ярмарки, начиная с 70-х гг. XVIII века. Итак, основу раешного представления составляли лубочные картинки
Публикация «Фотоотчет „Сказки в картинках, или Что такое Камишибай?“» размещена в разделах
В Японии существовала похожая традиция – театр Камишибай или "бумажная пьеса" (ками переводится как «бумага», а шибай – игра или драма).
Это форма японского уличного театра и повествования, которая была популярна в Японии до появления телевидения в двадцатом веке.
Внешний вид театра представляет собой деревянный узкий ящик с открывающимися дверками. Вверху, или как другой вариант с двух боковых сторон театр не имеет стенок, в эти отверстия, между двух стенок, и вставляются иллюстрации.
И в русской и японской традииции успех представления во многом определялся недюжинными актёрскими способностями владельцев потешных панорам и шутками да прибаутками, которыми они сопровождали показ картинок.
Итак, проанализировав историю народных уличных театров, и опыт организации театра Камишибай в других детских садах сделали вывод, что возможности использования данного вида театра действительно многогранны. Его, возможно использовать на занятиях в логопедических и общеобразовательных группах.
Чтение художественной литературы, посредством театра Камишибай можно использовать в любой возрастной группе, малышам понравятся яркие иллюстрации, а дети постарше, с удовольствием будут сами менять картинки, читать или придумывать свои истории к ним. Дети могут нарисовать, а затем использовать и свои рисунки к знакомым сказкам или сказкам собственного сочинения.
Воспитанники нашей группы организовали «раешное представление» для детей младших групп.
Малышам показали фокусы: из «чудесного мешочка» ребята достали цветочную гирлянду, фигурки животных про которых затем рассказали русскую народную сказку «Теремок» используя принцип театра Камишибай. Под задорную русскую народную мелодию пляски «Смоленский гусачок» сыграли на ложках.
В наши дни наблюдается все возрастающий интерес к народным театральным традициям. Использование фольклорных приемов разных народов, позволяет обогатить собственную культуру, расширить знания о фольклоре разных стран.