Приложение МААМ

Сказкатеропия в детском саду

Елена Родина
Сказкатеропия в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. И работая через сказку, игру можно скорректировать у него проявления негативного поведения.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста: виды сказкотерапии

Различают следующие виды сказок :

Публикация «Сказкатеропия в детском саду» размещена в разделах

дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);

художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;

диагностическая: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;

профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;

медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).

Сказкотерапия для гиперактивных детей

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.

Сказкотерапия в логопедической работе с детьми

Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

• развить познавательные способности;

• сформировать причинно-следственные связи;

• усвоить социальные нормы, принятые в обществе;

• развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.

При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.

Сказкотерапия детских страхов

Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.

Сказкотерапия для малышей и развитие речи

Знакомство со сказкой, ее героями, их олицетворение с собственной личностью позволяет ускорить у ребенка развитие связной речи. Когда наступает период перехода от использования слов к проговариванию целых фраз важно как можно больше читать малышу сказки, в которых содержится большое количество простых и легких для повторения диалогов.

Использование сказкотерапии в детском саду

Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищенно и уверенно.

Наибольшей популярностью метод сказкотерапии пользуется у педагогов дошкольных учреждений, поскольку помогает:

• воспитать, развить и обучить детей продуктивным навыкам взаимодействия с другими людьми, наладить взаимопонимание в детском коллективе,

• развить речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.

Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Применения метода сказкотерапии в работе

с детьми старшего дошкольного возраста

Один из эффективных методов в работе с с детьми дошкольного возраста является метод сказкотерапии! Ведь ребенок и сказка-это одно целое! Особенно если это одаренный ребенок, не разучившийся еще жить в мире чудес! Кроме того, по мнению автора, каждый ребенок, попадающий в мир сказок, становится настоящим Волшебником, и все истории, которые он здесь сочиняет, бывают непередаваемо прекрасными и талантливыми.

Что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять!

Как проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать. Для определения развития интеллекта дошкольников, рекомендуется использовать следующие методики:

рисуночные тесты: «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи»

• тест «Развитие коммуникационных умений»,

• методика В. Г. Щур «Определение самооценки дошкольника»

• Школа интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей детей, начиная с 2-летнего возраста, и т. д.

Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.

Целью занятий с применением метода сказкотерапии является : гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

Основные задачи:

- Развитие фантазии и воображения.

- Развитие умения выражать свои мысли.

- Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

- Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон

- Развитие эмпатии.

- Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.

- Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.

В работе с детьми дошкольного возраста используется методика Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторская программа «Точка Пересечения».

Необходимым условием при работе с детьми с использованием метода сказкотерапии, является работа с их родителями. Так называемая «Взрослая сказочная группа» приглашается на занятия один раз в неделю. Последнее занятие проходит с группой детей. Эти занятия с родителями ценны тем, что родители учатся сосредотачиваться на своем ребенке полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, для того, чтобы ребенок чувствовал себя важной и значимой личностью, был уверен в своем праве на нераздельный, подлинный интерес и не сомневался ни на мгновенье в родительской, полной и безоговорочной любви к нему.

На занятиях по сказкотерапии дети погружаются в мир сказок, переживают за героев, сочувствуют им, бурно выражают свое мнение и отношение к происходящим событиям, рисуют, поют, танцуют, играют, придумывают собственные сказки, ставят небольшими фильмы, в которых являются одновременно авторами, режиссерами, актерами, декораторами и гримерами. На последнее, заключительном занятие по сказкотерапии, родители вместе со своими детьми шьют кукол-марионеток, с помощью которых потом разыгрывается настоящий кукольный спектакль! Кроме того, родители и дети, используя основы геральдики, рисуют герб семьи, сочиняют стихи, дарят друг другу веселые подарки и т. д. Вот одно из стихотворений, написанных Анжеликой В., 5 лет, вместе со своей мамой, и посвященный всем родителям, которые еще не знают, как прекрасна страна сказок!

«Дорогие папа с мамой!

Лучик солнца дарим вам!

И цветущие поляны,

Где живет гиппопотам!

Солнце за морями село,

В ту страну, где бродят сны!

И нам очень захотелось,

Чтобы с нами были вы!»

А вот одна из сказок, сочиненных детьми после того, как они побывали в Волшебной Стране Чувств и познакомились там с эмоциональными состояниями главных героев!

Сказка про то, как Зайка виноватым был, Влада 6 лет.

Зайка взял у Мишки мед, и Мишка на него очень обиделся. Зайка стал виноватым, ему было грустно. А учитель сказал Мишке в школе, что не надо обижаться на друзей, а надо сделать для них что-то доброе. Тогда Мишка вышел утром из школы и кинул цветы вверх, и они стали сыпаться с неба как дождь. А Зайчик поймал эти цветы, и у него сразу потеплело на сердце. И они стали дружить, и зайчик больше не чувствовал себя виноватым.

По окончании работы с детьми, была проведена повторная диагностика. Ее результаты показали, что дошкольниками был приобретен положительный опыта общения со сверстниками и взрослыми, что помогло детям осознать себя, как творческую личность и способствовало их дальнейшему эмоционально-личностному развитию через содержащиеся в сказках волшебные компоненты.

Кроме того, в результате работы «Взрослой Волшебной группы», изменилось отношение родителей к детям, каждый из них по-новому смог взглянуть на своего ребенка, открыть в нем незамеченные ранее черты и качества. Еще раз хочется подчеркнуть тот факт, что в каждом взрослом человеке где-то в глубине души живет маленький ребенок! Занятия по сказкотерапии помогают родителям вспомнить то состояние легкости и светлой радости, гениальности открытий, всего того, что окружало нас в детстве! И тогда, вспомнив все это, мы поймем, что все дети одарены от природы, надо только создать ту атмосферу любви и доверия, которая поможет ребенку полностью реализовать свой творческий потенциал! Любовь способна творить в этом мире настоящие чудеса, а именно ее так катастрофически не хватает и взрослым и детям! Вот в чем заключается первая и наиважнейшая задача родителей: пробудить в своем ребенке Лучик Любви, чтобы он осветил его изнутри волшебным светом. Это трудная задача, но поверьте, она того стоит, и тогда все наши дети будут одаренными, талантливыми, способными и гениальными!

Публикации по теме:

Аквагрим в детском садуАквагрим в детском саду АКВАГРИМ В ДОУ. Аквагрим – искусство изменения внешности, перевоплощения с помощью обезжиренных косметических красок на водной основе, которые.

Аппликация в детском саду Аппликация для дошкольников - творчество с пользой. Аппликация – одно из любимых детьми занятий. Ребенок, видя, как из-под его рук рождается.

Фотоотчет «9 мая в детском саду»Фотоотчет «9 мая в детском саду» 9 Мая- День Победы- святой для каждого из нас праздник и мы, обязаны передать память о Победе будущим поколениям. В нашем детском саду тоже.

Конспект НОД в средней группе «Экскурсия по детскому саду. Кто работает в детском саду»Конспект НОД в средней группе «Экскурсия по детскому саду. Кто работает в детском саду» Программное содержание: Уточнить и активизировать словарь по теме: «Детский сад». «Коммуникация». Развивать связанную речь детей». «Коммуникация».

Мониторинг в детском саду Мониторинг в детском саду Познавательное развитие (2) Формирование элементарных математических представлений Приобщение к социокультурным.

Сценарий праздника для старшего возраста в детском саду «Первый день осени в детском саду» Сценарий праздника для старшего возраста в детском саду "Первый день осени в детском саду. " Под музыку выходят клоуны. Фантик: Здравствуйте,.

Пленэр в детском саду «Пусть тот, кто не изучал и не чувствовал эффекта света и тени в полях, в чаще лесов, на крышах сельских хижин, на крышах городских домов.

Праздник к 9 Мая в детском садуПраздник к 9 Мая в детском саду 9 мая - светлый и радостный праздник. Для россиян это очень важное событие — Великий День Победы, окончание войны в 1945 году. Память о.

Выпускной в детском саду Сценарий выпускного вечера 1. Вход песня «Выпускная – катавасия» 1. Мы сегодня с утра интересные. То нам грустно, то радостно вдруг. Не.

Музыкотерапия в детском саду Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сказкатеропия в детском саду
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 17:30
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкатеропия в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Елена Родина (УИ 154373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД