Людмила Свириденко
Музыкотерапия в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении.
От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, умственное развитие, мировоззрение, прочность знаний и умений, вера в свои силы.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Публикация «Музыкотерапия в детском саду» размещена в разделах
Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей.
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Музыкотерапия и психоэмоциальное состояние ребёнка
Два аспекта воздействия музыкотерапии :
1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);
2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки
осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).
Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии :
• рецептивной
• активной
• интегративной
Активные методы и приёмы музыкотерапии
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов, приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:
• метод арттерапии
• метод цветотерапии
• элементы сказкотерапии
• игротерапия
• психогимнастические этюды и упражнения
• вокалотерапии
• прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах
Цветотерапия
Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета.
Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях я предлагаю детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т. к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также рекомендуется использовать эти цвета.
Ритмопластика:
• развивает чувство ритма, музыкальных слух и вкус;
• развивает умение правильно и красиво двигаться;
• укрепляет различные группы мышц и осанку;
• развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.
Психогимнастические этюды и упражнения
На занятиях музыкотерапией использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние.
Вокалотерапия
Также очень популярен метод вокалотерапии. В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент.
Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…» и. т. п.
Музицирование на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах
Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.
Рекомендации по применению музыкотерапии в повседневной жизни детского сада
1. Утренний приём в детском саду под музыку Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:
• «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»)
• Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
• Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
• Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
2. Музыкальнотерапевтическое занятие (урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза) состоит из 3-х фаз:
• Установление контакта (формирование определенной атмосферы, налаживание контакта между взрослым и детьми, подготовка к дальнейшему прослушиванию.
• Снятие напряжения (музыкальное произведение по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку).
• Расслабление и заряд положительными эмоциями (музыкальное произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма).
Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения.
3. Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей.
Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями :
• Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр)
• П. И. Чайковский «Времена года»
• Бетховен, соната № 14 «Лунная»
• Бах – Гуно «Аве Мария»
• Колыбельные мелодии
• Голоса океана
4. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.
Для этого можно использовать следующие мелодии:
• «Классические мелодии для детей и их родителей»
• Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»
• Бах «Органные произведения»
• А. Вивальди «Времена года»
• Голоса природы
Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние детей, повысит их эмоциональный статус, если:
• будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
• продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
• подобраны специальные музыкальные произведения;
• задействованы все органы чувств у детей;
• установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.