Анастасия Винокурова
Пленэр в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Пусть тот, кто не изучал
и не чувствовал эффекта света
и тени в полях, в чаще лесов,
на крышах сельских хижин,
на крышах городских домов
днём и ночью; - пусть тот
оставит кисть; особенно пусть
он не помышляет сделаться пейзажистом».
Д. Дидро
Развитие эстетических представлений об окружающем мире в процессе непосредственного общения с природой является важным аспектом в формировании художественных способностей детей средствами изобразительного искусства. Значение работы на пленэре (рисование и живопись на открытом воздухе) с этой точки зрения трудно переоценить. Цель работы на пленэре – закрепление и расширение полученных в течение учебного года знаний и навыков, выработка умения творчески применять их на открытом пространстве в условиях естественного освещения. Рисование
Публикация «Пленэр в детском саду» размещена в разделах
на пленэре обогащает детям положительными эмоциями, приносит радость познания красоты и многообразия окружающего мира, воспитывает
живой интерес к его изучению, бережное отношение к природе.
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
Пленэр появился в начале XIX в. в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. В России во 2-й половине XIX — начале XX вв. пленэрной живописью успешно занимаются Василий Поленов, Исаак Левитан, Владимир Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь….
В процессе пленэра дети получают необходимые умения и навыки самостоятельной изобразительной деятельности. От того, как она будет организована, и сколь ответственно к ней отнесутся сами воспитанники, во многом зависит результативность занятия, а значит и их подготовленность к следующему году обучения. Пленэр открывает обучающимся широкие возможности для совершенствования владения ими изобразительными средствами, закрепления и углубления знаний и навыков по живописи, рисунку и композиции в условиях изобразительной деятельности на природе.
Разработка предусматривает активную самостоятельную работу обучающихся на пленэре над выполнением набросков, зарисовок с натуры, этюдов и композиционных поисков с использованием различных материалов.
• Зарисовка – это краткосрочный рисунок с ограниченной задачей. В зарисовках нужно учиться передавать главное, характерное. Зарисовывая объект, следует сразу строить изображение на плоскости, не разделяя на этапы, но учитывая закономерности объёмно-пространственного решения. Зарисовка - основной способ работы на пленере. Длительность от 5 до 20 минут.
• Набросок – рисунок, сделанный за предельно короткий срок. Композиционные наброски пейзажа имеют целью быстро зафиксировать варианты пейзажных мотивов. Наброски с движущейся натуры требуют быстроты реакции, умения видеть общо, цельно. Длительность наброска 3-5 мин.
• Длительный живописный этюд ведё тся последовательно:
• компоновка на листе бумаги;
• рисунок;
• прокладка общих цветовых отношений;
• проработка форм, выявление пространственных планов;
• уточнение цветовых отношений;
• обобщение этюда.
Этюд выполняется от 3 до 6 ч.
• Краткосрочный этюд делается с целью передачи общего состояния пейзажа. В этюде внимание сосредоточено на основных цветовых отношениях, общем колорите. Длительность этюда от 10 до 30 мин.
• Живописные зарисовки растений, живой натуры, элементов пейзажа изображают конкретную форму, дают ей цветовую характеристику. Фон может отсутствовать, а на листе компонуется одна или несколько зарисовок.
• Кистевые наброски с живой натуры передают её окраску, общую форму, освещённость. Делаются они быстро – 3-5 мин.
Рисуя на природе, в родном алаасе, они учатся постигать красоту привычных глазу трав, деревьев, аллей, учатся видеть эти предметы другими глазами. У них развивается наблюдательность, цветовое восприятие, они замечают игру света и тени, пытаются воспроизвести перспективу.
Занятия на пленэре станут подготовкой к улусному конкурсу рисунков для дошкольников "Сахам сиригэр - дьыл кэмнэрэ" в памяти заслуженного деятеля искусств ЯАССР А. П. Собакина, которую ежегодно проводит наш детский сад.
Дети несут с собой необходимое оборудование. В результате ребенок получает довольно серьезную физическую нагрузку и тренирует выносливость. Подвижные игры и дополнительное пребывание на свежем воздухе крайне полезны для растущего и развивающегося организма.
Занятия на свежем воздухе — рисование на пленэре станут отдушиной для свободного творчества детей, которая воспринималось бы воспитанниками как новая игра. Но в то же время содержала бы в себе богатые педагогические возможности — и для развития их интереса к живописи и рисованию, и для укрепления здоровья, и для проявления творческих способностей. Если воспитанники на занятиях по рисунку, живописи, композиции выполняют академические задания, то на пленэре к своим работам они подходят более творчески, самостоятельно выбирая материалы, сюжеты для этюдов и зарисовок. Все это способствует развитию не только общего культурного уровня обучающихся, но личностных качеств, необходимых для самосовершенствования.
Использованная литература
1. Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В. М. ; М. : Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
2. «Пленэр как основа пейзажной живописи» Архивная копия от 18 января 2015 на Wayback Machine // Материалы Региональной научно-практической конференции преподавателей изобразительного искусства в рамках Всероссийского конкурса по рисунку и живописи «Мастер 2013» от 23 апреля 2013 года «Сохранение и развитие академического художественного образования в современных условиях».