Папки-передвижки

Сказка в развитии эмоций

Вакурина Светлана Владимировна
Сказка в развитии эмоций
▼ Скачать + Заказать документы

Издавна родители воспитывали своих детей с помощью сказок. «Сказка на ночь» стала своеобразным неотъемлемым ритуалом для каждого малыша. С одной стороны - это возможность еще раз услышать любимую историю или познакомиться с новой очаровательной повествованием, с другой - шанс оттянуть время, когда так не хочется ложиться спать. В современном мире, с развитием телевидения, видеоигр и различных медийных устройств, сказки стали пылиться на верхних полках домашних библиотек. Хорошо ли это? Какую роль играют волшебные рассказы в развитии наших детей? Зачем нужны сказки?

Сказки, как и игры, является неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка, их язык не только интересная, но и простая для детского понимания и восприятия. Ведь до некоторого возрастного периода детям трудно дается логическое мышление, а сказка не требует сложных логических размышлений. Изложенная в повествовании сказки жизненно важная информация воспринимается малышом ненавязчиво, что является важным аспектом, ведь дети, как правило, не воспринимают прямых поучений, делая наперекор родительским установкам. К тому же, народные сказки - это определенный багаж норм и морали, который собирался по каплям годами и передавался из поколения в поколение.

Соотношение вымышленного и реального мира. Родителям не стоит недооценивать роль сказки в развитии ребенка. Психологи утверждают, что именно из детской сказки начинается знакомство малыша с окружающим миром. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми в форме, представленной понятной ребенку языком. Главные герои сказок - это животные, которые сталкиваются с проблемами, подобными тем, что переживают реальные люди. Почему так? На образах животных ребенку легче объяснить отдельные черты характера людей, например: хитрый как лиса; сильный, как медведь; злой, как волк; трусливый, как заяц; преданный, как пес подобное. В сказках изображаются определенные модели поведения, и в вымышленном мире ребенок получает своеобразный «первый» жизненных опыт. Именно с помощью сказки ребенку легче объяснить понятие нравственности: что такое добро, а что - зло. Это существенно отличает сказки от комиксов, отрицательные персонажи которых довольно часто героизируются и становятся для детей кумирами и примерами для подражания. Причиной этого также может быть удачно и выразительно нарисован отрицательный герой. И тогда красивая картинка для ребенка гораздо важнее, чем поступки этого персонажа. В сказке же главное - не яркая картинка, а ее содержание, мораль. Сказка непременно завершается победой добра над злом, возвеличиванием «положительных» героев, унижением и высмеиванием «негативных». Сказки приучают детей к добру. И, таким образом, ребенок, отождествляя себя с «хорошими» персонажами, пытается подражать их поведение. Также малыш, помня, что зло всегда бывает наказано, осознает: единственный способ избежать наказания - не быть плохим.

Для каждого возраста - своя сказка. Подбирая сказки для детей, прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка и особенности его психического развития.

Двухлетнему ребенку, недавно научившемуся удерживать в памяти собственные действия с предметами и воспринимать несложные действия сказочных персонажей, рассказы про волшебников и колдунов будут непонятны. Зато, сказки о животных точно понравятся, и малыш с большим увлечением имитировать звуки сказочных персонажей и пытаться воспроизвести их действия. Это могут быть такие сказочные истории: «Колобок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Котик и Петушок», «Коза-Дереза», «Сорока-белобока» и многие другие, преимущественно народные сказки. Повторение сюжетных линий облегчает их восприятие, ребенку проще запомнить текст.

В возрасте от двух до пяти лет, когда у ребенка развивается воображение, и он начинает фантазировать, можно рассказывать волшебные сказки. Однако именно способность к фантазиям иногда вселяет детский страх перед определенными персонажами, такими как Баба-Яга, Кощей Бессмертный и другими. Поэтому родителям не рекомендуется запугивать своих детей бабайками, волками, ведьмами и другими сказочными существами, чтобы не вызвать психологических проблем в будущем. Прежде чем рассказывать своему чаду некую сказочную историю, стоит самим прочитать ее и задуматься, какие стереотипы она внушает. Некоторые сказки даже придется объяснять, чтобы у ребенка не сложилось превратное представление о жизни и отношениях. Например, всем известная сказка про Золушку, Спящую Красавицу и вообще рассказы о принцессах могут воспитать девочку пассивной к жизни, заложить уверенность, что чтобы прожить счастливо, нужно сидеть и ждать прекрасного принца. Также достаточно противоречивы по своему содержанию и стереотипами считаются сказки Братьев Гримм, которые изначально писались для взрослых, а уже потом были адаптированы под детскую аудиторию.

В пять-семь лет дети уже могут воспринимать любые сказки. Каковы основные критерии отбора? Сказочный рассказ должен быть интересным, воспитывать высоконравственные качества, развивать воображение. С пяти лет ребенок должен уметь пересказывать сюжет. Ближе к семи лет можно рассказывать маленьким воспитанникам более сложные сказочные сюжеты (Л. Кэрролла, А. де Сент-Экзюпери, А. Гофмана, А. Линдгрен, П. Трэверс, Дж. Родари, Дж. Роулинг и других известных детских авторов).

Сказка или энциклопедия: что выбрать? Некоторые родители стремятся достойно подготовить своих детей к обучению в престижных школах и детских садах, сызмальства требуют от них интеллектуальных усилий, забывая, что всему свое время. Такое естественное желание родителей понятно, однако следует помнить: для полноценного психического развития дошкольников важно прежде всего развитие сферы чувств и эмоций. Поэтому не стоит торопить события, лучше дайте своему малышу дольше пожить в детском мире. Конечно, если у ребенка есть определенный интерес, к какой области знаний, можно развивать его с помощью ярких энциклопедий, соответствующих возрасту ребенка.

Преимущество сказок над мультфильмами. Почему чтения сказок для детей намного полезнее, чем просмотр мультфильмов? Ведь волшебное повествование, как и мультфильм, рассказывает детям готовую фантастическую историю. Но, в отличие от последнего, сказка оставляет простор для воображения и таким образом развивает у детей умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это является основой для творческой деятельности. И еще один аргумент в пользу сказки: современные мультфильмы предлагают малышам совсем не свойственную для традиционного сознания систему ценностей, поэтому при воспитании ребенка лучше отдавать предпочтение народным сказкам, проверенным поколениями, чем современным зарубежным мультфильмам.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Ящик эмоций»Дидактическое пособие «Ящик эмоций» Доброго времени суток дорогие коллеги! Как часто у Вас бывает плохое настроение? Как Вы с ним справляетесь? Как его убрать и снова стать.

Дидактическое пособие «Карусель эмоций»Дидактическое пособие «Карусель эмоций» Это пособие будет полезно родителям, педагогам и даже психологам!Сегодня наши дети испытывают не только большое физическое напряжение, сколько.

Дидактическое пособие «Мешочки эмоций»Дидактическое пособие «Мешочки эмоций» Дидактическое пособие:"Мешочки эмоций" Авторы: Маленкова И. И. Баух Н. В. Организация: Прогимназия 1 Населенный пункт: г. Новосибирск Цель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сказка в развитии эмоций
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 21:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка в развитии эмоций» (включая файлы) размещена пользователем Вакурина Светлана Владимировна (УИ 385156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД