Получи документы

Сказка как средство снятия напряжения и тревожности у детей.

Наталья Сидорова
Сказка как средство снятия напряжения и тревожности у детей.
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка как средство снятия напряжения и тревожности у детей.

Содержание

1 Введение : снятие напряжения и тревожности методом терапевтической сказки.

2 Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста

3 Метод терапевтической сказки в коррекции тревожных состояний дошкольников

4 Исследование коррекционных возможностей сказки в работе с тревожным состоянием дошкольников (практическая часть)

5 Первичная диагностика тревожности дошкольников

Публикация «Сказка как средство снятия напряжения и тревожности у детей,» размещена в разделах

6 Анализ проведения коррекционной программы с использованием сказки

7. Коррекция тревожности у детей в играх

8 Вторичная диагностика тревожности дошкольников

9 Заключение

10 Список литературы

Введение

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва и другие).

Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем в том числе – проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология. Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.

Коррекция детской тревожности может осуществляться посредством : игротерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений и методом сказкотерапии.

На сегодняшний день метод терапевтической сказки наиболее актуален. Нашей целью было исследовать метод терапевтической сказки в коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.

Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок хорошо усваивает язык чувства – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д. Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Поведение ребенка и выражение им чувств – вот для нас важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает нам, эмоциональный фон.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Тревожность, как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому и неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе, а это одно из проявлений заниженной самооценки.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Какова же все-таки этиология тревожности? Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое будет зависеть от способов общения родителей с ребенком.

Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что-то не так, т. е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т. е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т. е. способствует формированию тревожности.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" – пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т. д.

Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверх общительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться, жаловаться и обманывать. Это плохо, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям и взрослым. Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее и формируется неадекватно заниженная самооценка.

Таким образом, мы можем прейти к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера, а больше представляет собой функцию неблагоприятных отношений с близкими взрослыми. Это все относительно обратимо при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Хотелось бы отметить, что отрицательные последствия тревожности могут выражаться в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

С полной персией работы можно ознакомиться в прикрепленном файле.

Публикации по теме:

Профилактика синдрома профессионального выгорания. Занятие-тренинг для снятия эмоционального напряжения «Профилактика синдрома профессионального сгорания. Занятие-тренинг для снятия эмоционального напряжения». В 1974году появилось выражение-синдром.

Консультация-практикум с воспитателями «Игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения» Консультация – практикум с воспитателями на тему: игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, тревоги и агрессии,.

Методический семинар по теме «Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР» Полноценное формирование личности ребенка невозможно без развития у него правильной речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических.

Многофункциональное пособие для снятия эмоционального напряжения детейМногофункциональное пособие для снятия эмоционального напряжения детей Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Дети, больше.

«Мы читали и писали — наши глазки не устали!» Комплекс упражнений для снятия мышечного и умственного напряжения В современной действительности, педагоги работая на компьютере, сталкиваются с проблемой физической и умственной усталости и как следствие.

Разработка комплекса упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей 3–5 лет «Детский альбом» Разработка комплекса упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей 3-5 лет "Детский альбом"(Движения выполняются под музыкальные.

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников С помощью использования сказки развивается восприятие, мышление, речь, творческие способности ребенка. Максимальная реализация возможностей.

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания, снятия напряжения» ТРЕНИНГ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ" (ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ) Цель: снятие мышечного и эмоционального.

Упражнения для снятия тревожности и страха  ТРЕВОЖНОСТЬДля реализации этих конкретных задач вы можете воспользоваться играми, описанными в соответствующих разделах ниже. При их организации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сказка как средство снятия напряжения и тревожности у детей.
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 16:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство снятия напряжения и тревожности у детей.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сидорова (УИ 389561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД