Папки-передвижки

Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Елена Изетова
Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Постановка проблемы. В настоящее время воспитание всесторонне развитой личности представляет собой одной из важных задач дошкольного образования. Процесс становления личности довольно непрост. К дошкольному возрасту ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он достаточно живо обращает внимание на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него непосредственный характер. Именно эмоциональное развитие детей дошкольного возраста представляет собой значительный критерий для обеспечения результативности процесса воспитания. Механизм воспитания подразумевает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и работа самого ребенка, имеющую собственные цели, направленность, стимулы. Каждый ребенок обладает потенциальными возможностями, а для их определения и полноценного развития необходимо создавать оптимальные условия.

Публикация «Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На развитие эмоциональной сферы ребенка оказывают влияние все виды форм и способов воспитания, но особое место в пополнении эмоционального опыта ребенка играет сказка. Сказка потрясающее творение, созданное народом и передающееся из уст в уста. Б. М. Теплов писал: «Сказка дает возможность войти "внутрь жизни", "пережить кусок жизни"» [6]. Сказка помогает ребенку проявлять чувства: смеяться, переживать и надеяться. Она содержит в себе бесконечную фантазию и мудрость, заложены основы нравственности и духовности, этики, толерантности. Определяющая сила сказки – научить подрастающее поколение верить в чудо, доброту, справедливость, ум.

Анализ исследований и публикаций. Вопросом эмоциональной сферы детей дошкольного возраста занимались многие педагоги, психологи (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др., которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Сказка вводит ребенка в мир жизни. В работах А. В. Запорожца, Л. П. Стрелковой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой,К. Д. Ушинского отмечено значение сказки в развитии личности ребенка.

Цель данной статьи – раскрыть особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и определить влияние сказки.

Изложение основного материала исследования: Вопрос эмоционального развития дошкольников является актуальным на данный момент потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Первый эмоциональный опыт приобретается ребенком в процессе взаимодействия с людьми начиная с самого раннего возраста. Соответствующие формы поведения взрослых и благоприятная окружающая атмосфера создают условия для формирования эмоциональной сферы ребенка. В этот период ребенок способен научиться различать истинные и внешне проявляемые эмоции, переживать их, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять чувство эмпатии к окружающим его людям.

На протяжении всей жизни человек испытывает всевозможные эмоции, чувства, настроения. Эти состояния находятся во взаимодействии, взаимообусловленности, образуя эмоциональную сферу человека.

Эмоция - это субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний [2]

А. Н. Леонтьев определяет чувства как устойчивые эмоциональные отношения к определенным объектам, своеобразные «эмоциональные контакты», постоянные «кристализированные» эмоциональные переживания. Автор называет чувства подклассом эмоциональных процессов. Основная их особенность в предметности [].

Тем же автором дано определение понятию настроение - довольно долгий эмоциональный процесс невысокой интенсивности, который образует эмоциональный фон для проходивших психических процессов. Настроения могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе.

Таким образом, под эмоциональной сферой мы понимаем сложную систему взаимодействующих и взаимосвязанных переживаний человеком эмоций, эмоциональных состояний, чувств и настроений.

В философском словаре сказка обозначается как один из основных, самых древних жанров устного народного творчества, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымышленные события [7].

В словаре С. И. Ожегова дается следующее определение: сказка - это: 1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза, включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. 2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле, либо создаёт дидактическое произведение, на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной [4]

При выборе сказок для чтения детям следует принимать во внимание следующие критерии:

• эмоциональная наполненность произведения: выразительный и доступный язык изложения текста, захватывающий сюжет, яркая смена эмоциональных состояний героев;

• социально-нравственный смысл произведения: борьба добра и зла, наличие нравственных эталонов;

• соответствие содержания возрастным особенностям детей.

При чтении сказок с детьми дошкольного возраста основными задачами формирования эмоциональной сферы дошкольников являются:

- учить детей выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) при помощи мимики, пантомимы, жестов и интонации;

- учить определять свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих;

- развивать чувство эмпатии;

- пополнять активный и пассивный словарь детей за счет слов, которые обозначают различные эмоциональные состояния (счастье, тревога, стыд, радость, трусость, возмущение, сожаление, жалость).

В книге О. В. Защиринской представлена классификация сказок:

- сказки о животных описывают мир природы, взаимоотношения и взаимозависимость живых существ;

- бытовые сказки рассказывают о семейной жизни, взаимоотношениях между родственниками, рассказывают о маленьких семейных хитростях;

- страшные сказки содержат в сюжете нечистую силу;

- волшебные сказки характеризуются непривычным сюжетом, главными героями являются не только люди и животные, но и фантастические существа. Добро в таких сказках всегда одерживает победу над злом [1].

Для развития эмоциональной сферы с раннего возраста в дошкольных учреждениях обращаются к народному творчеству: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Журавль», «Три медведя», «Кот, Петух и Лиса», «Заяц -хваста», а в старшей возрастной группе используют следующие сказки: «Морозко», «У страха глаза велики», «Крошечка – Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Ш. Перро «Красная шапочка» и многие другие. Все эти произведения знакомят дошкольников с различными видами эмоций и учат пользоваться в жизни. Для закрепления содержания, важно подобрать правильный способ ознакомления детей со сказкой: Традиционный (чтение сказки) и инновационный (сказка для театрализации).

А. А. Осипова представляет следующие возможности работы со сказкой в работе с детьми:

- активная работа со словом, большое количество внимания уделяется рассмотрению поведения, поступков, ценностей героев. Углубляясь в сказку, дети проживают разнообразные эмоциональные состояния, знакомятся со словами, которые обозначают различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них появляется способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности;

- рисование по мотивам сказки. В рисунке ребенка отображаются свободные ассоциации, это способ выражения отношения к герою, к сюжету;

- пересочинение сказки или творческая работа по мотивам сказки;

- использование сказки как притчи-нравоучения;

- проигрывание эпизодов сказки. Принимая участие в этих эпизодах у ребенка появляется возможность прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции. [7]

Роль взрослых при знакомстве детей со сказкой очень велика. Очень важно подбирать правильные способы и приемы, чтобы заинтересовать ребенка к чтению сказки, поддерживать интерес на протяжении всего текста ведь от этого будет зависеть понимание ребенком сюжета.

К. И. Чуковский говорил: «Цель сказочников – иная. Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою» [8].

Выводы. Сказка – путеводитель ребенка в период детства. Рассмотрев сущность сказки, ее роль в развитии и воспитании детей, можно сделать вывод, что сказка является эффективным средством развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В сказочной форме ребёнок не только сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство, но и способен выразить собственные эмоции и чувства. Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории. В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь.

Список литературы

1. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб. : Изд-во ДНК, 2001. – 325 с.

2. .Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / И. А. Книгин. – М. : Вако, 2015. - 96 с.

3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев // Психология эмоций: Тесты. - М., 1984.- 214 с.

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Мир и образование, 2017. - 1376 с.

5. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Академия, 2000. – 134 с.

6. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М. Теплов // Известия АПН РСФСР. – 1947. – вып. II, С. 7—26.

7. Философский энциклопедический словарь/Сост. Е. Губский, Г. Кораблева. В. Лутченко. М. : Инфра-М, 2009. - 576 с

8. Чуковский К. И. Как я стал писателем; Признания старого сказочника // Жизнь и творчество Корнея Чуковского. – М. : Дет. лит., 1978. – 330 с.

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Дидактическое пособие для развития речи и эмоциональной сферы детей своими руками «Смайлики»Дидактическое пособие для развития речи и эмоциональной сферы детей своими руками «Смайлики» Описание: дидактическое пособие предназначено для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками старшего возраста,.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 августа 2021 в 12:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Изетова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД