Лучший педагог года

Опыт работы «Сказка как средство развития речи. Использование приемов и методов ТРИЗ»

Людмила Пискунова
Опыт работы «Сказка как средство развития речи. Использование приемов и методов ТРИЗ»

Сказка как средство развития речи дошкольников

Для ребенка хорошо сформированная речь – это успех в обучении.

Важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания являются сказки.

Сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь.

Публикация «Опыт работы „Сказка как средство развития речи, Использование приемов и методов ТРИЗ“» размещена в разделах

В своей работе мы стараемся найти интересные, нетрадиционные приёмы для развития речи дошкольников.

Сказки мы не только читаем, но и дополняем, изменяем, рисуем, лепим, сочиняем и играем.

В работе по речевому развитию детей мы используем сказочный материал, вводя приемы и методы ТРИЗ. Главная задача ТРИЗ – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Задания с элементами ТРИЗ помогают научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Детям нравится фантазировать. Продукт фантазии доставляет им радость и развивает воображение

Начинаем мы с метода совместных рассказываний,где мы используем такие игровые приемы как : «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».

1. Игра «Расскажи сказку по-другому»

Детям очень нравится игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Например: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый и т. д.

Дети с большим удовольствием перевоплощаются в героя сказки или предмет и начинают рассказывать.

Вот как дети рассказывали сказки :

Сказка «Курочка ряба» от имени курочки

Живу я у бабушки и дедушки. Однажды я снесла яичко золотое. Смотрю, обрадовались баба с дедой. Начали это яйцо, бить баба бьет, не разобьет, дед бьет, не разобьет. Вижу, бежит мышка хвостиком махнула яйцо задела, оно упало и разбилось. Заплакали дед с бабой, стало мне жалко, подошла и говорю: не плачь дед, не плачь баба, снесу вам яичко не золотое, а простое.

Сказка «Репка» от имени грядки

Пришел дед в огород, подошел ко мне, разрыл лунку, положил семечко, полил, и стала расти репка. Выросла репка большая - пребольшая, желтая, круглая, сладкая, гладкая. Пришел снова дед в огород посмотрел на репку и начал тянуть: тянет - потянет, не вытянул репку, позвал на помощь бабку. Пришла бабка тянуть репку. Бабка за дедку, дедка за репку тянут - потянут вытянуть не могут. Тут позвала бабка внучку. Прибежала внучка на помощь. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут вытянуть не могут. Смотрю, зовет внучка жучку на помощь репку тянуть. Тоже не вытянули, позвали на помощь кошку, не вытянули. Позвали мышку на помощь. Пришла мышка, все дружно встали друг за другом и вытянули репку. Вот и радости было.

2. «Салат из сказок» - герои из разных сказок встречаются, и получается новая сказка.

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

“. Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. ”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)

• “. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем. ”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)

3. Групповое придумывание сказки.

Дети садятся в круг. Первый сказочник (взрослый или ребенок) начинает сказку одной фразой. Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной фразе свою фразу, по смыслу подходящую к предыдущим и так далее. Каждый участник должен выступить в качестве сказочника не более 3 раз. Сказка должна иметь логический конец.

Это очень трудно, дети сначала не справлялись получалась путаница. И вот тогда в придумывании сказки на помощь приходит волшебная коробочка. Только каждое слово картинка на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать картинку и сочинять сказку. Например, первое слово «волк». Начинаем сказку : «Жил-был волк». Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т. д.

Каждый участник принимает участие в сочинении сказки.

4. «Сказка наизнанку» - вспоминаем хорошо знакомую сказку, «меняем» характер у героев (положительный на отрицательный, и наоборот, предлагаем рассказать, каким станет сюжет.

Используя этот метод, мы умышленно «переворачиваем» сказку : злых персонажей делаем добрыми, маленьких — большими, красивых — уродливыми, события меняем на противоположные. В итоге получается сказка либо совсем новая, либо частично — это зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам истории.

Сказка «Колобок»

Вот, как переделали эту сказку наши дети.

Колобок-обжора

Попросила баба деда испечь колобка. Колобок у деда получился большой-пребольшой, да еще и обжора. Дома у деда с бабой все съел и укатился в лес, чтобы чего-нибудь съесть. Кого встретит в лесу все от него убегали. Тут он встретил лису, а лиса была глупая, колобок обхитрил ее и съел.

5. Что было потом?

Сказка кончилась, а место для сочинения того, что было потом, — всегда найдется. Вот здесь предлагаю детям сочинить продолжение сказки. Сюжет сказки мы не меняем, а придумываем лишь продолжение истории, отталкиваясь от известных персонажей и событий.

Что было с лисой после того, как она проглотила колобка? Мои дети продолжил сказку.

Выплюнула лиса колобка, потому что он был не вкусный и не съедобный. Лиса с колобком помирились и пошли к бабушке и дедушке печь пирожки. Стали они жить долго и счастливо. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Что было после того, как вытащили репку? (вопрос для самых маленьких фантазеров) Сварили суп, кушали, пели и танцевали.

6. Придумываем и рисуем сказки.

Лист бумаги разделен на три части. В первой части листа дети рисуют место, где живет герой сказки; во второй – то, что с ним случилось, произошло; в третьей – рисунок, изображающий то, чем закончилась сказка.

7. Лепим сказки.

Коллективно лепили разных персонажей, а затем придумали сюжет сказки и обыграли ее. Сказка получилась интересная про двух друзей Серого Волчка и Медведя Косолапова, которые решили отправиться в дремучий лес и увидели странный дом на куриной ноге, как Баба Яга хотела их съесть, спасаясь от Бабы Яги они добежали до реки, где жил добрый змей. Он их спрятал. Так Баба Яга ни с чем вернулась домой. А наши герои отправились дальше в дубовую рощу, где жила семья колобков, попили чай с колобками, попрощались и отправились домой.

Эту сказку мы читали несколько раз. Дети просили, прочитайте нам еще нашу сказку.

8. Инсценируем сказки, путешествуем по сказкам

Знакомые сказки инсценируем с добавлением разных персонажей.

В результате такой работы дети могут связно пересказывать сказки; составлять небольшие рассказы; объединять события в последовательное повествование, стали хорошо ориентироваться в знакомых сказках; научились анализировать поведение и поступки героев сказок. Такая работа способствует расширению словарного запаса, помогает правильно строить диалоги, влияет на развитие связной, логической речи, фантазии детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Сказка как средство развития речи. Использование приемов и методов ТРИЗ»
Опубликовано: 5 сентября 2021 в 20:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД