Дарья Прохорова
Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Материалом для народных сказок служила жизнь народа: верования, его борьба за счастье, обычаи, верования, - и окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: одаренность, трудолюбие, безграничная преданность народу верность в бою и труде, и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.
Публикация «Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В сказках, прослеживаются межнациональных связи народов, совместная борьба трудящихся против эксплуататоров и иноземных врагов. В сказках ярко отражался характер патриотического воспитания : богатыри всегда вставали на защиту своей Родины, герои народных сказок, в конце концов, всегда возвращались на родину.
В эпической форме предания доводили до подрастающего поколения сведения о давно минувших событиях, подвигах богатырей, фактах, которые воспитывали у молодежи уважение к родным героям, формировали у них патриотическое сознание и чувства, любовь к родной земле, («Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
Русский педагог Ушинский К. Д. был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что непосредственность и простота народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
Сухомлинский В. А. теоретически установил и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению: "сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине". Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную роль в воспитании. Былины и сказки о храбром богатыре, о Добрыне Никитиче, Илье Муромце, учат детей уважать свой народ и любить, преодолевая препятствия и с честью выходить из трудных положений. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, заставляет любить будущее человечества и творчески мыслить. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал юноши, ребенка (мальчика или девочки) девушки.
Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык.
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Многие сказки внушают уверенность в победе добра над злом, торжестве правды. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, забавность и образность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет, приковывая к нему внимание детей и увлекательным. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Работа со сказкой имеет различные формы: их пересказ, чтение сказок, причин их успехов или неудач, обсуждение поведения сказочных героев и театрализованное исполнение сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и проведение конкурса знатоков сказок, и многое другое.