Татьяна Забелина
Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Проблемы нравственного воспитания детей всегда занимали существенное место в дошкольной педагогике. В настоящее время они приобрели особую остроту. Среди педагогов растет озабоченность в связи с тенденции нарастания антинравственности в поведении старших дошкольников.
Публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Эта проблема стала актуальной, т. к. уровень сформированности нравственного начала дошкольников играет важную роль в становлении личности и её направленности.
Для решений проблемы необходимы новые средства нравственного воспитания, т. к. именно они являются инструментом педагогического воздействия, которые с помощью методов реализуют цель воспитания подрастающего поколения.
В 50-80-х годах 20 века нашими учеными-педагогами была создана теория и методика нравственного воспитания (Усова А. П., Жуковская Ф. И., Нечаева В. Г., Маркова Т. А. и мн. другие) Исследователи разработали её теоретические основы, где выделены были и средства : природа, художественные средства (литература, искусство и т. д., собственная деятельность детей (игра, труд, общение и т. д.). Однако такой специфический жанр литературы как сказка, в качестве отдельного средства нравственного воспитания, выделено не было. Сказка использовалась в работе с дошкольниками в основном в занимательных и развлекательных целях.
Вместе с тем, возможности сказки гораздо больше ее художественно-образной значимости. Сказка и особенности её восприятия маленькими детьми, влияния на формирование личности – предмет целого ряда интересных исследований отечественных сказковедов (Аникин В. П., Большунова Н. Я., Пропп В. Я., Померанцева В. П., Соколов Д. К., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и мн. др.).
Основная задача учёных сводилась к определению места сказки в педагогических и психологических возможностях. Исследования их показали, что сказка не только развлекает, но и обучает, развивает, воспитывает, предупреждает, лечит.
Автором данной статьи было проведено экспериментальное исследование возможностей сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста в рамках дипломной работы.
Проблема проявлений антинравственного поведения детей на пороге школы была рассмотрена нами с позиции аксиологического (ценностного) подхода, что позволило выявить научные данные ученых о присутствии в основе мотива поступка ребенка тех или иных ценностей, на которые он ориентируется в своем поведении.
Для того, чтобы эти ценности оказались нравственными, необходимо целенаправленно их формировать в старшем дошкольном возрасте, когда в силу созревания необходимых функций мозга и становлении самосознания личности, ребенок уже способен усвоить элементарные понятия (такие, например, как трудолюбие, отзывчивость, дружелюбие, честность) и перенести их в свою жизнь, деятельность. Выяснилось, что специально подобранная по содержанию сказка является эффективным средством формирования нравственно-ценных ориентиров старших дошкольников, т. к. :
-сказка содержит в себе инструментарий детского мышления;
-сказка отличается от произведений других жанров эмоциональной близостью ребенку-дошкольнику по мироощущению;
-в сказке представлены общечеловеческие ценности и социокультурные образцы в понятной ребенку-дошкольнику форме;
-в основе сказки лежит разграничение, противопоставление добра и зла что является основой для активного влияния ее на формирование нравственно-ценных ориентиров старших дошкольников;
Особенностью, специфичностью сказки как литературного жанра является то, что это есть фантастика, наделение животных свойствами человека, песенно-ритмическое начало и концовка, троекратные повторы, вставные песенки, преувеличения и т. д. Сказка всегда является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые характерны для определенного этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия.
Эти элементы могут переходить из сказки в сказку («жил да был», «в некотором царстве, в некотором государстве», «добрый молодец», «красна девица» и т. п., от сказителя-к сказителю, от этноса-к этносу.
Содержание сказки является условием формирования нравственности детей старшего дошкольного возраста. У них сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов как своих.
Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков.
Благодарясказку дети начинают постигать главнейшие истины человеческой жизни, вырабатывают способность проявлять нравственные чувства (сострадание, сочувствие, сопереживание и т. д.) Сказки дают возможность ребенку сформировать нравственные привычки. Сопоставлять свои действия, побуждения со сказочными персонажами что ведет к повышениюуверенности в себе и своем будущем.
Слушая сказки, ребенок начинает наполнять, осмысливать ритуал духовной жизни, который явлен ему как представителю определенного типа культуры, осуществлять восхождения к самому себе, к социокультурному образцу, ценностям, заложенных в сказке. По словам Проппа В. Я. :«Сказка хранит в себе вечные ценности, такие как трудолюбие, преданность, отзывчивость, и в этом её непреходящий смысл…»
Усваивая нравственные ценности, дети. В дальнейшей жизни ориентируются на них в своих действиях, поступках. Мудрость сказки заключается в том, что ее герои не учат как надо жить, а если и учат, то делают это попутно, без нажима. Пушкин А. С. писал о сказке : «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно «намек», а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке. Само понятие «намек» подразумевает актуализацию личной трактовки, индивидуального домысливания содержания сказки каждым слушателем.