Лобанова Ольга
Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из личного опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 "Незабудка" города Невинномысска
Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
(из личного опыта)
Выполнила:
Лобанова Ольга Павловна
воспитатель муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного
вида» № 48 «Незабудка»
Публикация «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из личного опыта)» размещена в разделах
города Невинномысска
Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
(из личного опыта)
Цель: Развивать и воспитывать в детях моральные и духовно-нравственные качества посредством восприятия сказки.
Задачи:
- Развивать у детей интерес к сказкам.
- Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, через восприятие сказки.
- Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.
- Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Работа с детьми:
Работа с детьми предполагает использование как традиционных методов, так и инновационных.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываем детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаем сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. В группе имеются такие игры, как «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев, «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Где мой домик?», «Собери из частей», «Мамы и их детеныши», «Найди пару», «Кто я?» и т. д.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, используем различные дидактические игры, например, «Встреча героев», «Звукорежиссеры», «Новая сказка», «Пропущенный кадр», «Сказочная цепочка».
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Беседы по моральному воспитанию играют очень важную роль, так как они помогают освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы воспитатель задает вопросы для обсуждения, ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения. Например, такие как «Заболела бабушка», «Правда-неправда», «Трудолюбие», «Доброта» и др. Тем самым побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими.
Наряду с традиционными, годами сложившимися методами и приёмами ознакомления детей со сказками, продумываем новые приёмы. Это помогает развитию интереса детей к народной и авторской сказке.
Так, отправляясь в путешествие по стране сказок, на пути детям встречаются сказочные домики, в которых живут герои разных сказок : одни – добрые и весёлые, другие грустные, третьи – злые, четвёртые - трусливые. На домах не номера, а пиктограммы с выражением настроения, используются слайды. И вот дети «учат» злую бабу Ягу улыбаться, быть доброй, а трусливому зайцу дети показывают выразительные движения, выражающих смелость и уверенность.
Используем разные приёмы вхождения в сказку (благодаря волшебному зеркалу дети попадают в сказку, или выбирают одну из трёх волшебных дорог, а иногда детям помогает путешествовать «сердце», объясняем детям, что сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое.)
Творческие задания используем как в индивидуальной, так и коллективной работе. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных моделей с помощью приёмов фантазирования («Сказки наизнанку» - Красная шапочка- злая, волк - добрый)
В ходе изучения каждой сказки последующие занятия посвящены рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Проектная деятельность. Краткосрочный проект «По сказкам К. И Чуковского» проведённый в средней группе направлен на развитие интереса детей к книгам, обогащение познавательного опыта, развитие творческих способностей детей, развитие коммуникативных навыков. Итоговым продуктом проекта стало рисование «Любимый герой сказок К. И Чуковского»
В использовании инновационных методов ознакомления детей со сказкой просматривается новизна опыта.
Решение задач по нравственному воспитанию осуществляется в следующих видах деятельности:
- в ходе непосредственно образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
- при организации самостоятельной детской деятельности.
Работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств ведётся не только через сказку, она проходит красной линией через все виды деятельности, прописанные в циклограмме:
- Хороводные игры облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их; учат детей действовать вместе, сотрудничать, знакомят детей с древними традициями и обычаями.
- Подвижные игры используем не только для решения прямых задач физического воспитания, но и для нравственного развития. Наблюдаем, как ведут себя дети, как проявляется то или иное качество, а затем проводим игру для упражнения детей в правильных поступках. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребёнок должен чувствовать себя в обществе своих товарищей как равный среди равных. Чёткое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе («У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Бабка-Ежка», «Два мороза» и др.)
- Сюжетно-ролевые игры. Ценность их как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества («Семья», «День рождения», «Больница», «Зоопарк», и т. д.)
Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда : имеется «Центр книги» с красочными сказками, иллюстрированными известными художниками, альбомы для рассматривания; Работаем над созданием «Центра театра» (с пальчиковым, теневым, настольным, плоскостным на фланелеграфе,, уголком ряженья с элементами костюмов и масками.)
В работе с родителями объясняем следующее:
Как наши гены передаются от взрослого поколения детям, формируя наследственность, здоровье, иммунитет, так и сказка помогает формировать внутренний мир ребёнка и духовный иммунитет. И не надо стремиться к облегчённым современным сказкам, где баба-Яга – добрячка, которая не пугает и остаётся в дураках. Ребёнку нужна неисчерпаемая сила народной мудрости, пришедшей из глубины веков, а не пародия на неё. Иначе в стремлении уберечь ребёнка от жестокости в сказке родители обрекают его на долгие поиски себя уже во взрослом возрасте, неумении действовать, принимать решения, преодолевать препятствия. Теряется духовная нить преемственности, без которой гораздо сложнее человеку реализовать себя уже во взрослой жизни.
Читайте или рассказывайте детям сказки! Найдите немного свободного времени после работы или перед сном, придумывайте вместе с ними новые, рисуйте, лепите, составляйте сказочные композиции! Ведь подарить себе и своему ребенку немного хорошего настроения перед сном очень просто!
Именно таким образом и прививается любовь к чтению. Ребёнок, который любит сказки, тянется к книгам и в дальнейшем. Ему интересно погрузиться в мир, созданный автором, и он не боится высказать своё мнение, своё видение ситуации, описанной в книге.
А в итоге все это поможет развитию Вашего ребенка: развитию активного и пассивного словаря, речи, памяти, внимания, воображения, наблюдательности, фантазии, творческой активности, эмоциональной отзывчивости.
Мы надеемся, что вместе с вами сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать».
Вы помните, какие сказки Вам читали Ваши родители? В них всегда был сюжет с определенным смыслом, который учил нас доброте, сопереживанию, состраданию. Поэтому сказки - это однозначно не способ развлечь ребенка перед сном. Сказки - это элемент мягкого и демократичного воспитания ребенка.