МААМ-картинки

Сказка как один из приемов оказания логопедической помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии

Марина Захарова
Сказка как один из приемов оказания логопедической помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст-возраст сказок. Это наиболее любимый детьми жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но и загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве»,-как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствует развитию воображения, а это почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего ученого, изобретателя, художника.

Публикация «Сказка как один из приемов оказания логопедической помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии» размещена в разделах

Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большое, что она «позволяет себе», - это намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Для развития фантазии, как нам представляется, важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком, то, как она ему преподносится. В этом большую роль играют взрослые: педагоги, родители. Особенно важно видеть сказку как бы со стороны, не только в кинофильме или театральной пьесе, но и самостоятельно проиграв ее, прожив ее сюжет.

Комплексная сказкотерапия – это воспитательная система, которая в себя включает:

-куклотерапию (пальчиковые, теневые и марионетки);

-рисование сказок (сочиним сказку про звук «а»и нарисуем ее. Дети не видят ни леса, через который пробирается звук, ни волшебников. Поэтому с детьми после сочинение и прочтения начинаем рисовать, восстанавливая в памяти различные ее эпизоды. Рисование помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания самой сказки);

-волшебное рисование звуков;

-чтение сказок о звуках и буквах;

-дописывание сказки (по кругу);

-постановка сказок (сказки на песне, театрализованные игры);

-рассказывание сказок (групповое-придумывание по кругу, индивидуальное – от 1 и 3 лица);

-анализ сказок;

-медитация на сказку;

-сказочная имиджтерапия;

-звучащие сказки (используются звуки, которые помогают детям лучше почувствовать особенность той или иной сказки- колокольчики, трещотки и т. д.)

Комплексная сказкотерапия включает в себя три направления:

1. Психодиагностика (все рисуночные тесты)

2. Коррекция

3. Развитие особых детей.

Чем короче сказка, тем больше информации она несет.

Сюжет сказки нужно строить следующим образом:

1. Происхождение главного героя, его развитие и жизнь в отчем доме;

2. Расставание с родным домом;

3. Проверка на доброе сердце, выбор пути;

4. Борьба и победа, герой вступает в борьбу со злом;

5. Возвращение домой, трудности в пути;

6. Прибытие домой, дополнительные испытания;

7. Свадьба и коронование.

Сказки бывают :

-художественные (мифы, притчи, истории, народные сказки, бытовые сказки);

-дидактические (создаются для «упаковки» учебного материала; при этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира в котором они живут)

-психокоррекционные;

-психотерапевтические.

Алгоритм дидактической сказки – задания :

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ; рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия-злые силы, злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние и т. д.

3. Обращение к ребенку-«Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти, поэтому необходимо выполнить определенные сложные задания.»

Таким образом, через разные действия, рисунки, составление костюмов, подбор запахов музыки, звуков, ребенок активно, творчески познает мир конкретной сказки и сказочный мир вообще. Ему становятся понятнее сказочные персонажи, их чувства, эмоции и своеобразие сказочной страны.

В заключении хочется отметить: несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший нашу жизнь, и дети, и взрослые тянуться к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Это не удивительно. Ведь сказка не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных народов и поколений.

Публикации по теме:

Огород на окне Огород на подоконнике В некотором царстве, В некотором государстве, Да в детском садике Алёнушка, да во второй младшей группе, Живут славные.

Пальчиковый театр в свободной деятельности детей.Пальчиковый театр в свободной деятельности детей. Играем в сказку. Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как один из приемов оказания логопедической помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 12:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как один из приемов оказания логопедической помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии» (включая файлы) размещена пользователем Марина Захарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД