Тазаян Арменуи Анна
Ситуации и формы педагогического общения
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день основными формами педагогического общения в континууме "педагог-ученик" являются:
• монолог;
• диалог;
• дискуссия;
• поли лог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Монолог- форма высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Моно логичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление. (См. дополнительный иллюстративный материал.)В диалогических отношениях существуют две формы диалога :
Публикация «Ситуации и формы педагогического общения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
• внутренний;
• внешний. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий. При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:
• выбор решения из альтернатив;
• разрешение проблемных ситуаций;
• поиск суждений относительно определенного факта или явления;
• решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
• выдвижение гипотез и предположений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для создания условий внешнего диалога проектируются:
• вопросительный образ общения;
• обмен мнениями, идеями, позициями;
• дискуссии;
• коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
• полифункциональный анализ идей и гипотез;
• творческие мастерские. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников:
• противоречивость;
• возможность оценки;
• вопросительность;
• возможность выразить свою точку зрения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения. Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется преподавателем. Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудиторию к какому-либо единообразию действий. В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Её вариант - диалог - включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая краткие замечания. Поли лог представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. (См. дополнительный иллюстративный материал.)