Светлана Власова
Системный подход в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. Это одна из важнейших и обостряющихся проблем здоровья человека. Эта проблема обретает особое значение, ведь в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают травмы не только взрослые, но и дети. Поэтому необходимо уделить особое внимание вопросам безопасности детей на дорогах.
Публикация «Системный подход в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2021
К сожалению, принимаемые меры по профилактике ДТП слабо способствуют сдерживанию роста числа аварий на дорогах с участием детей. Практика показывает, что причинами нестабильности ситуации с ДТП являются как повышение интенсивности движения автомобильного транспорта, отсутствие должной сети дорог и низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, так и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей.
Ряд ведомств и организаций уже ведет работу по снижению уровня травматизма, профилактика проходит в следующих сферах:
-совершенствование дорожно-транспортной сети и условий дорожного движения, управление, регулирование и контроль,
-распределение транспортных потоков,
-пропаганда безопасности дорожного движения среди населения
-обучение детей правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на дороге.
Однако традиционная система профилактики ДДТТ не всегда эффективна, что обусловлено отсутствием научно обоснованных организационно-педагогических условий.
Сегодня необходимо создать такие условия, которые помогут максимально снизить уровень травматизма на дорогах, и разработать программу, следуя которой можно полностью предотвратить дорожно-транспортные происшествия.
В контексте детского сада важно выработать системный подход, построить комплекс упраждений, выполняемых детьми в условиях дорожного движения, прописать социальные роли пешехода, пассажира, водителя велосипеда, автомобиля и проигарть каждый из сценариев.
Также необходимо разработать дидактико-методический комплекс, включающий дидактические игры для обучения детей ПДД, методические пособия для преподавателей школ и воспитателей ДОУ. А затем включить пособия и материалы, которые наглядно продемонстрируют потенциальные проблемы на дорогах и пути их преодоления, в учебный план.
Таким образом, целью этой работы является изучение техник профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, а также многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная проработка ситуаций, провоцирующих нарушение правил дорожного движения, в детском саду.
Элементы системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Система — это целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и действующих во взаимосвязи частей. В систему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма входят :
• органы исполнительной власти (Управление ГИБДД и управление образования);
• образовательные учреждения, в структуре которых работают педагоги, владеющие знаниями, методами обучения и воспитания школьников основам безопасности дорожного движения;
• учреждения социально-культурной сферы;
• организации и ведомства, прямо или косвенно причастные к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Объектами деятельности системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются :
• участники дорожного движения, в том числе воспитанники и учащиеся образовательных учреждений;
• образовательные учреждения как объекты для совершенствования их учебно-методической и материально-технической базы;
• педагоги образовательных учреждений;
• родители не только как непосредственные участники дорожного движения, но и как участники процесса воспитания детей;
• средства массовой информации.
Проблема заключается в том, что существующие элементы не взаимодействуют между собой. А нам так важно осуществлять системный подход по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
К сожалению, каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. И в этой связи, наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.
Способы взаимодействия элементов в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
В данной системе элементы не могут прийти к слаженной работе. Чтобы в системе профилактики ДДТТ была слаженность, необходимо сформировать высокофункциональную стратегию поведения, начать информировать детей о действиях и последствиях нарушения правил дорожного движения, причинах дорожно-транспортных происшествий с самого маленького возраста, прививать навыки самостоятельного и безопасного поведения на улице, разработать модели поведения ребенка в тяжелых и непредвиденных дорожных ситуациях, вести работу с родителями, распространять методические рекомендации по дошкольным учреждениям.
Закон о безопасности говорит нам о том, что правила безопасного поведения обязательно должны внедряться в дошкольных, общеобразовательных и других учреждениях, «получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».
Исходя из закона, обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно с федеральными органами исполнительной власти. А органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации оказывают помощь в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах.
Нормативная база для проведения мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
При создании программы по предотвращению дорожно-транспортных происшествий мы можем опираться на нормативно-правовое обеспечение. Правила зафиксированы в следующих документах:
1. Конвенция о правах ребёнка;
2. Конституция РФ;
3. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
5. Устав детского сада.
Также стоит обратиться к научно-методическому и материально-техническому обеспечению, куда входят:
1. Комплекты дорожных знаков
2. Комплекты плакатов
3. Рабочие тетради для воспитанников
Кроме того, необходимо создавать вокруг учащихся детского сада сконструированную реальность, которая покажет, как действовать в непредвиденной обстановке и в случае дорожно-транспортного происшествия. Для этого воспитатель должен подготовить информационные стенды в группах, информационные папки для родителей, папки-передвижки, памятки, листовки для родителей. Вся дополнительно созданная информация должна базироваться на государственно установленных стандартах, о которых мы написали выше.
Проблемы в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Одной из основных проблем в проработке этого вопроса автор данной работы считает недостаточную заинтересованность со стороны государства. В современных условиях в содержании профилактики и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма детей в качестве. В приоритете оказываются иные ценности, такие как создание правовых условий вокруг общенациональных богатств и поддержания экономической сферы, вывод страны на лидирующие международные позиции.
Кроме того, общественно-государственные дела видятся приоритетными на фоне личных интересов и единичных случаев. Однако не стоит забывать, что профилактика ДДТТ входит в программу формирования здоровья всего населения. Поэтому нам необходимы высокофункциональные стратегии поведения и контроль за исполнением государственных предписаний.
Другой проблемой является то, что 9 из 10 пострадавших вовремя не замечают приближающейся транспорт и ошибочно считают, что они находятся в безопасности. Здесь основная сложность заключается в том, что как бы не был ребенок осведомлен, в силу своего возраста и отсутствия жизненного опыта он не может быстро сориентироваться. В результате происходят наезды. Несчастные случаи случаются и по вине водителя, который, увидев бегущих детей, не снижает скорость, считая, что они успеют перебежать дорогу. Вместе с тем исследования показывают, что основной причиной дорожно-транспортных происшествий является психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улицах и дорогах.
Дети попадают в дорожно-транспортные происшествия из-за несформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе есть трудности в ориентации, связанные с капюшоном, тугим шарфом, шапкой и другими причинами.
Действия по профилактике ДДТТ
Действия по профилактике должны соответствовать особенностями, динамике и уровню развития нашего общества, состоянию его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни. В основе должно лежать социально-педагогическое ядро, поскольку в дошкольном учреждении закладываются ценности, взгляды, интересы, установки, мотивы поведения.
А также должна накладываться соответствующая нагрузка на государственные ведомства, общественные объединения и организации, органы местного самоуправления, подразделения ГИБДД.
Практически каждое действие должно быть реализовано с глубоким пониманием проблемы, воспитатели и родители должны осознавать свою роль и место в профилактике и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма в современных условиях.
• Чтобы воплотить механику профилактик, важно системно подходить к вопросу и заниматься проблемой комплексно. Поэтому в качестве действий по профилактике ДДТТ лучше не останавливаться на одном, а сразу применять целый спектр программ:
• Разработать и апробировать концептуальную модель обучения
• Установить правилам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
• Внедрить комплекс обучающих программ по обучению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
• Развить сети специалистов и лидеров в области профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма
Подход к предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди учащихся дошкольных учреждений должен проводиться не только в самом учреждении, но и в семье, поэтому так важно уделять время проработке этих вопросов с родителями.
Отдельно стоит выделить электронное информировать родителей (создание обучающих сайтов, иллюстраций и интерактивного матриала). Лидирующую позицию должны занимать рассмотрение проблемы, так называемых дорожных «ловушек», то есть ситуаций, в которых ребенок чаще всего попадает под машину. Важно создать иллюстрации с подробным описанием и избеганием ситуаций обманчивой безопасности, и научить ребенка находить способы избегать ее, уметь выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
Заключение
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должен быть осуществлён системный подход.
Осуществляя этот подход, важно следовать одной цели – сохранению жизни и здоровья детей, созданию естественных условий для обучения. Комплексные меры по профилактике ДТП помогут воспитать законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения.
При этом формы профилактики должны все время совершенствоваться и выходить на новый уровень. Законодательство обязано меня законы, подстраивать их под современные реалии, а воспитатели должны выстраивать свою программу обучения, исходя из существующих норм и законов.
Неподчинение сигналам регулирования, игра вблизи светофора может стать решающим в жизни ребенка. Поэтому, начиная с дошкольного учреждения, должны создаваться условия, препятствующие появлению дорожно-транспортных происшествий.