Демина Татьяна Владимировна
Системный подход как условие развития интонационной выразительности речи детей старшей логопедической группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
общего недоразвития речи является одной из актуальных проблем современной логопедии, что обусловлено, с одной стороны, большой распространенностью этой формы речевой патологии в детском возрасте, с другой - стойкостью фонетических нарушений при данном расстройстве.
Присущие общему недоразвитию речи нарушения формирования интонационной выразительности речи, наряду с недостатками звукопроизношения, являются ведущими в структуре речевого дефекта. Оказывают отрицательное воздействие на процесс развития других компонентов речевой функциональной системы, на становление коммуникативной компетентности детей и снижают эффективность речевого общения.
Публикация «Системный подход как условие развития интонационной выразительности речи детей старшей логопедической группы с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Причины этого кроются во внутриутробных патологиях, травмах при рождении ребенка, социальной запущенности, частых болезнях раннего детства, во вредных экологических факторах.
Значимость интонационной выразительности речи для развития языковой способности ребенка, удовлетворения интеллектуальных и эмоциональных потребностей, формирования высокой речевой культуры в коммуникативной деятельности и предпосылок успешного обучения в школе, а также недостаточная разработанность проблемы по преодолению нарушений интонационной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи позволяют считать эту проблему актуальной.
Развитие языковой способности в дошкольном возрасте осуществляется только в процессе речевого общения, что предполагает необходимость учитывать принципиально важное значение интонации в формировании восприятия и воспроизведения его средств, осуществлении коммуникативной функции речи.
Такие дети не успевают в полном объеме усваивать общеобразовательную программу детского сада, и в дальнейшем программу начальной школы. Основные трудности в интонационной выразительности речи у ребенка проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, составлению предложений, пересказыванию, чтению стихов. Дети не могут последовательно и выразительно излагать свои собственные суждения, воспроизведение содержания текстов, написания сочинений и изложений.
Существующие рекомендации по коррекции нарушений речи детей с общим недоразвитием речи ориентированы в основном на преодоление нарушений звукопроизношения и формирование лексико-грамматического строя языка у данной категории детей.
Противоречие заключается между необходимостью дошкольного учреждения и начальной школы в высоком уровне развития всех сторон речи детей и отсутствием системы работы в данном направлении.
Главная идея заключается в использовании системы работы, предполагающей разные формы работы с детьми в определенном порядке (игровые упражнения, специально составленные предложения в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, их графическое изображение и игры-драматизации).
По данной проблеме работали следующие специалисты:
Н. И. Жинкин, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. М. Гвоздев, Л. В. Лопатина.
Лопатина отмечает, что фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей с дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.
Н. И. Жинкин, рассматривая просодическую организацию языка. Отмечает. Что “натуральная форма реализации языка – звуковая. Звук как функция времени меняется по параметрам: длительности, основной силы и высоты”. Управление этими параметрами в процессе речи исследователь называет просодией. А реализуемую совокупность этих параметров – интонацией.
Опираясь на труды Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., я решила привести в систему работу по формированию интонационной выразительности речи, использовав разные учебные формы работы (игровые упражнения, игры, импровизации, потому что этой проблеме мало уделяется внимания у известных авторов.
Цель- сформировать интонационную выразительность речи старших дошкольников при помощи системы специальных игр и упражнений.
Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:
1. Формирование представления детей о разнообразии интонационной выразительности речи.
2. Ознакомление детей с различными видами интонации и средствами их обозначения.
3. Развитие умения детей интонационно выделять вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения.
Интонация складывается из нескольких компонентов: частоты основного тона голоса (мелодики, интенсивности (фразового ударения, длительности (темпа, паузы и тембра. Эти акустические характеристики интонации взаимодействуют между собой, выполняя при этом различные функции.
С учетом вышесказанного логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами интонации, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности: 1) от обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур; 2) от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи; Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.
В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить.
I ЭТАП. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи
Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз — без интонационного оформления текста, второй — выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.
Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации : «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высотой голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически (см. приложение). Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. Логопед говорит о том, что на письме в конце таких предложений ставится точка. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается СТИХОТВОРНАЯ строка: «Про точку можно сказать: это — точка, точка-одиночка». После знакомства со знаком предлагается выделить из текста повествовательные предложения, поднимая карточку с точкой.
Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек, сколько повествовательных предложений встретится в тексте.
Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это де-тям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически (см. приложение). Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак?. Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:
Это — кривоносый Вопросительный знак, Задает он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.
Примерный текст:
Хомяк
Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит, не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков, сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.
Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
— Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой) Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах) Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура) И т. д.
Затем детям снова последовательно показываются картинки с заданием назвать слово, соответствующее данной картинке. Логопед спрашивает : «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» Логопед напоминает детям, что восклицательно можно произнести и целое предложение, при этом уточняет, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем немного понижается.
Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицательной интонации предлагается знак!. Заучивается стихотворение про восклицательный знак:
Чудак — восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.
Примерный текст:
Самый важный
«Я самый важный! Я всех бужу», — говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу!» — говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», — говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой сколько фишек (записать столько восклицательных знаков, сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.
Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.
Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос : «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание вопросительная и восклицательная интонации; по-вторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим зна-ком.
Примерный текст:
Сорока и мышь.
— Мышка-трусишка, ты треска боишься? — Ни крошечки не боюсь!
— А громкого свиста? — Ни капельки не боюсь!
— А страшного рева? — Ни сколечки не боюсь!
— А чего же ты боишься? — Да тихого шороха.
Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.
II ЭТАП. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
Упражнения для развития силы голоса
1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса).
2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот-тихо-громко).
3. Ослабление голоса (громко-тихо-шепот-беззвучная артикуляция).
4. Ослабление голоса, но без паузы.
5. усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе.
6. усиление голоса с увеличением длительности звучания.
7. прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса. (обратный).
8. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.
Упражнения для развития высоты голоса
Развитие высоты голоса осуществляется с помощью подражания звучанию различной высоты, а также движений рук и графических изображений.
1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.
2. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух и трех звуков.
3. Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.
4. «Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы).
5. «Ступеньки».
6. «Вопрос — ответ». Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.
7. Пропевание знакомых мелодий без слов с изменением высоты голоса.
8. Пение песен ( например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).
Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения.
Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое — синтагму, как и в слове, можно выделить предударную—ударную или предударную—ударную—заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.
Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.
В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряженно с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.
а. Резкое повышение тона в односложном слове: твой? — твой сок?
б. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:
в. резкое повышение тона с ударением на первом слоге:
этот? — этот сад? весело? - вам весело?
г. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:
письмо? — вам письмо? хорошо? — здесь хорошо? далеко? — тебе далеко? коньки? — твои коньки?
д. Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:
Можно взять санки? Тебе хорошо видно? Сказка тебе понравилась?
2. Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.
а. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:
Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?
б. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:
Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?
3. Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоятельно).
Примерный речевой материал: Что такое? Что случилось? Отчего же все кругом завертелось, закружилось, и помчалось колесом?
Работа над интонацией восклицательного предложения.
В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения со-провождается соответствующим движением руки и обозначается графически. УПРАЖНЕНИЯ
1. Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.
Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания:
Но, увидев усача,
Аи!-Ай!-Ай!
Звери дали стрекоча.
Ай - Ай!- Ай!
2. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно). Примерный речевой материал:
Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!
3. Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.
«Мама! Мама! Посмотри! Я пускаю пузыри. Желтый, красный, голубой — В каждом я и ты со мной. Посмотри-ка, посмотри!» — Просит маму Галка. Ой, а где же пузыри? Лопнули, как жалко.
Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.
Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.
Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Михалков, «Волк и лиса», «Разговор лягушек» (переводы английских баллад С. Маршака, «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский, «Девочка-ревушка» (А. Барто, «Три медведя» (Л. Н. Толстой, русские народные сказки.
По степени новизны идея является поисково-изобретательской, так как при разработке авторских конспектов нами применялись новые сочетания известных и неизвестных методов и приемов, по-новому рассматривалась степень их воздействия на создание интереса детей к речевой деятельности в процессе специально-организованного обучения, а также эффективного влияния на развитие речи в целом.
Выводы: Таким образом, влияние нашей системы работы на развитие интонационной выразительности речи у детей положительное. В импрессивной речи лучше использовать графические упражнения, которые помогают детям зрительно определить силу голоса, а в экспрессивной речи лучше применять игры-инсценировки для закрепления нужной интонации в предложениях. Для дифференциации интонационной выразительности речи положительный эффект дают русские народные сказки при пересказывании и театрализованная деятельность.