Елена Кудрина
Система заданий для развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Цель занятий: формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения (обучение детей построению знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета, тренировка умения выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке).
Задание 1
Дорисуй картинку
Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребёнку не удаётся сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того, как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.
Публикация «Система заданий для развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т. д. и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.
Задание 2
Узнай предметы и нарисуй их
Детям предлагается картина с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных предметов (не более 5-6). Для начала объекты берутся из одной смысловой группы, усложненный вариант задания – с геометрическими фигурами. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. При индивидуальных занятиях в случае затруднения обводим с ребёнком контуры цветным карандашом. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.
Задание 3
Кто больше придумает и нарисует
Показываем детям изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур (любых) и предлагаем назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим нарисовать эти предметы (игра может проводиться как командная, при этом дети разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске). В случае необходимости задаются наводящие вопросы.
ВТОРОЙ ЭТАП
Цель: обучение сюжетному видению на основе наглядных опорных знаков. Дети учатся анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.
В этом блоке заданий используются тематические композиции («город», «школа», «деревня», «праздник», «стройка», «спорт» и т. д.). Дети должны быть знакомы с материалом, используемым в заданиях.
Задание 1
Составление рассказов
(например, на тему «Летний отдых»)
Понадобятся плоскостные изображения предметов, относящихся к теме. Их можно вырезать из старых учебников или журналов (желательно, наклеив на картон).
Занятие начинается с расспроса детей о том, как они провели лето, где кто из них побывал и чем занимался. После того как дети воссоздали образы своих летних впечатлений, им предлагается набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, ребёнок, собака, пруд, дом и т. д.). На столе дети создают композицию из этих предметов и рассказывают, что происходит в изображённый момент. После этого их просят нарисовать картину на тему «Летний отдых». Если рисование вызывает затруднения, можно позволить детям обводить и дорисовывать фигурки.
Задание 2
Небывальщина
Если смешать два или более комплекта таких сюжетных фигурок (из задания 1, то дети могут составлять из них смешные композиции-путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить картинку «Чего летом не бывает». В качестве примера показываются готовые картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках и т. п.) Детям предлагается составить смешной рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляем полную свободу фантазированию.
Задание 3
Дорисуй картинку
Ребенку предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.
Задание 4
Дорисовываем рассказ
Необходимы 3-4 сюжетные картинки, составляющие рассказ.
На доске последовательно вывешиваются картинки, но без первой или без последней. Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку.
ТРЕТИЙ ЭТАП
Цель: развивать приёмы и способы комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях – это один из важных компонентов развития воображения, а следовательно, и творческих способностей.
Задание 1
Геометрические фигуры в предметах
Мы показываем детям картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просим отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.
Задание 2
Волшебные превращения
Ребенку предлагаются картинка с изображением фигуры или абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых эта фигура присутствует, а затем его просят отыскать, «где спряталась фигурка» в этих картинках. После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент.
Задание 3
Дорисовать на основе данного элемента
Детям раздаются листочки с нарисованным элементом или фрагментом предмета: необходимо догадаться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку. Результаты могут быть самыми неожиданными.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП
Цель: развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей. В процессе обсуждения и уточнения представлений детей об окружающем мире они обучаются пониманию смысла с помощью интонаций, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Важно, чтобы ребёнок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока должно уделяться словесной опоре.
Задание 1
Опорные слова
На основе 3-4-х опорных слов (например, «мальчик», «собака», «лес», «корзина») детям предлагается либо сначала нарисовать рисунок, по этим словам, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю с этими словами, а потом к ней картинку.
Задание 2
Иллюстрации к сказке
Читаем детям сказку, после чего каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему картинку.
Задание 3
История о…
Детям предлагается придумать короткую историю на хорошо знакомую им тему или о знакомом им персонаже, рассказать эту историю и нарисовать к ней картинку. Дети могут сами выбрать темы и героев своих историй.