Светлана Морозова
Система театральных занятий средствами классической музыки (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Система театральных занятий средствами классической музыки (продолжение)
Задание 11
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере у каждого из них - своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а звуками. Полюбуемся ещё раз своими глазами на эти чудеса. Первое чудо - белка. Вспомните сказку. Какую песенку поет белка «при честном, при всем народе»? (ответы ребят)
- Кто из вас хочет исполнить эту музыкальную тему на металлофоне?
Исполнение: «Во саду ли, в огороде»
Поиграем в композиторов?
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Театр. Методические материалы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- охарактеризовать образ белочки и мелодию её песни
- какие инструменты симфонического оркестра смогли бы передать ее звонкое посвистывание и щелкание орешков (флейта, кастаньеты)
А теперь ещё раз послушайте, как справился с этим Н. А. Римский-Корсаков.
Слушание: музыкальной темы «Белки» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Задание 12
Итак, второе чудо - тридцать три богатыря.
- дать словесный портрет богатырям, характеристику мелодии;
- какие инструменты симфонического оркестра смогут показать их блеск,
«чешую как жар» (ударные, медные - духовые инструменты)
Слушание «Темы богатырей» из оперы Н. А. Римского-Корсакова
Задание 13
Вот перед нами третье чудо - царевна Лебедь. Какими выразительными музыкальными средствами можно передать :
- в первой части - образ скользящей по воде птицы, которая взмахивает крыльями, издает тревожные крики.
- во второй части - превращение в девушку. Какой должна быть мелодия?
Слушание: «Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Задание 14
Не только русская сказка легла в основу многочисленных опер композитора. Музыка Н. А. Римского - Корсакова из симфонической сюиты «Шехеразада» перенесет нас на Восток, в волшебный мир арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Эти сказки рассказывает грозному султану Шахрияру мудрая и прекрасная Шехеразада.
Слушание: симфоническая сюита (2 часть)
- Какие интонации помогают нам понять, что перед нами восточная сказочница?
- Какой инструмент солирует?
Задание 15
Вслушайтесь в голоса инструментов симфонического оркестра. Они вместе с Шехеразадой рассказывают чудесную сказку о Синдбаде - мореходе.
Слушание: симфоническая картина «Море. Синдбадов корабль»
Задание 16
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по- разному находил свое выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения, но при этом, разрастался, становился более живописным и зримым музыкальный мир её образов. Все богатство видимого волшебного мира получило свое звуковое выражение. Благодаря музыке, мы узнаем, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно падают снежинки, золотые рыбки пляшут в воде по - особенному, и полет сказочного Конька-Горбунка совсем иной, не похожий на обычный конский бег. Вот один из примеров такой «волшебной» музыки :
- Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок из оперы «Садко».
Все средства музыки - от гибких и прихотливых мелодичных линий до тембрового разнообразия оркестра направлены на создание красочной музыкальной картины, где не просто веселая пляска рыбок, а своеобразный танец цветов, бликов золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых и текучих. Многие музыканты называют оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX столетия.
Слушание: «Пляска рыбок» из оперы «Садко» Н. А. Римского – Корсакова
Задание 17
Немало в этой опере и портретных сказочных образов. Отличие в изображении сказочных героев от музыкальных портретов реальных людей заключается в при -внесении таинственного, загадочного, связанного с волшебным миром. С одной стороны, глубокая лиричность музыкальных высказываний сказочных героев, с другой - атмосфера волшебной сказки, окутывающая их характеристики и поступки.
Прекрасная Царевна - Лебедь, изображенная на картине М. Врубеля, не просто иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина, это - обобщенный образ женских сказочных образов. В чем-то он сродни и Морской царевне Волхове из оперы «Садко», так же исполненной невыразимой прелести, - и вместе с тем загадочной, непостижимой.
Когда Морская царевна поет свою чудесную колыбельную, она вкладывает в нее очень много лиризма. Таинственная природа Морской царевны подчеркивается инструментальным звучанием, когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейка, Царевна не обретает, подобно другим сказочным героями (Русалочке, Снегурочке) человеческую душу, а остается верна своему морскому миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием. Волхова принимает облик утреннего тумана и растекается по лугу светлой рекой.
Слушание: «Колыбельной Волховы»
из оперы «Садко» Н. А. Римского - Корсакова
Благодаря музыке многие известные и любимые сказки дополнились и обогатились музыкальными звучаниями. Композитор как добрые волшебники, только прикоснулись к сказке своей волшебной палочкой музыканта - и она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего, теплого и глубокого чувства - и словно стала реальностью, частью нашей жизни.
Задание 18
Сказки сами по себе очень музыкальны. Герои в них охотно поют и танцуют. Очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд.
Излюбленным персонажем русских волшебных сказок и русского классического искусства является Баба Яга. Старая злобная колдунья, с устрашающим обликом - хромая, горбатая. Она живет в глухом лесу, в избушке на курьих ножках.
Послушайте, какими музыкальными красками нарисовали образ Бабы Яги П. И. Чайковский и М. П. Мусоргский.
Слушание: «Баба Яга» М. П. Мусоргского,
«Баба Яга» П. И. Чайковского
В пьесе М. П. Мусоргского изображен полет ее в ступе - полет шумный, дикий, «с треском и посвистом»
Музыка П. И. Чайковского рисует образ Бабы Яги звуками короткими, острыми, даже злыми. Такой она предстает в наших сказках.
Задание 19
Наверное, было бы интересно, если бы герои сказок приходили к нам в гости.
Представьте такую ситуацию: в детский сад к нам явилась Баба Яга. Ворвалась, закружила, словно в вихре по группе. Затем вдруг стала вежливой и воспитанной. Поиграем в композиторов?
- Какая музыка может нарисовать картину появления Бабы Яги?
- Какой характер Бабы Яги и, какими будут музыкальные интонации в первой части?
- Как изменятся музыкальные интонации с изменением поведения сказочного образа?
- Какие инструменты могут украсить музыкальный образ Бабы Яги, дополнить его?
- Может ли Баба Яга быть смешной?
Музыкальные импровизации :
Хор. Слышен грохот, слышен вой. Не боимся мы с тобой!
Кто шумит? Кто там грохочет?
Кто попасть к нам в садик хочет?
То не снег и не пурга - бабка древняя Яга.
Баба Яга. В ступе глубоко сижу, как рулем метлой вожу!
Никого из вас не съем, я неграмотна совсем.
Буквы я хочу узнать, чтобы мне уметь читать.
Знать, что делается в мире, и что 2х2 - четыре.
Чтоб в лесу всех удивить, надо грамотною быть.
-Так как же вы думаете, ребята, может ли Баба Яга быть смешной?
Оказывается, и такое возможно. Про нее в народных играх сложена забавная прибаутка - дразнилка «Бабка - ежка - костяная ножка.»
Задание 20
А в мультфильме «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно - Бабки - Ёжки. И поют они забавные частушки под гармошку, в которых вспоминают своих знакомых - Лешего, Кощея. Музыку к ним сочинил М. Дунаевский.
Слушание: «Частушки» из мультфильма «Летучий корабль»
Задание 21
Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
Сегодня я приглашаю вас в город Конфетенбург, в одну из новогодних сказок немецкого писателя Эрнста Гофмана. Именно эта сказка «Щелкунчик» легла в основу балета русского композитора.
Рождественская музыкальная сказка полна прекрасных ярких мелодий:
то напряженно - драматических, то тихих и нежных, то песенных, то танцевальных. Подобно водопаду, зарождающаяся на высоте мелодия «Па-де-де» из 2 действия балета. Обратите внимание, как напоминает эта музыка выразительную человеческую речь. Ей доступны малейшие оттенки - и вопрос, и восхищение.
Слушание: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
«Па-де-де» - это танец двоих - высота необыкновенная, захватывающая дух.
Еще раз вслушайтесь в эту мелодию: ликующий начальный звук - и затем стремительно нисходящий по гамме мотив. Вновь взметнулась мелодия вверх - и опять нисходящая лесенка звуков. Что-то печальное есть в этих музыкальных фразах. Какое торжество и какая печаль одновременно.
Всё мимолетно. За мгновением радости, ликования будет ещё много испытаний, препятствий, не менее сложных.
Повторное слушание «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
Задание 22
Как композитор своей музыкой показывает нам свою любовь?
Несмотря на обращение к сказке немецкого автора, музыка балета глубоко русская.
И новогодние танцы, и волшебные картины зимней природы - все в балете проникнуто интонациями, близкими и понятными каждому человеку, выросшему в России, в атмосфере ее культуры, музыки и обычаев.
«Русское» в балете «Щелкунчик» обнаруживает себя в богатстве сказочных фантазий, в широте мелодического дыхания, в драматизме эмоциональных переживаний. Послушайте, как силой своего таланта композитор нарисует картину роста ели. Вот как он сам писал об этом в своем дневнике:
«Ёлка начинает расти. Музыка в течение 48 тактов идет в нескончаемом крещендо»
Слушание: «Рост ели» из балета «Щелкунчик»
Задание 23
Какими музыкальными средствами удалось композитору нарисовать сказочное очарование зимнего леса?
Слушание: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
Я рада, что вы обратили внимание на новое, что внес композитор в балетное искусство. Именно сочинение партии детского хора позволило ему подчеркнуть волшебство и загадку сказочного леса.
Задание 24
Область музыкальной фантастики - это мир сказки и сказочной природы. Причудливое переплетение лирического и таинственного, мир сверхъестественной красоты - красоты сказочных лесов и гор, пещер и подводных царств. Все, что только могло создать поэтическое воображение композитора, нашло воплощение в звуках, и переливах, и сочетаниях.
Слушание: «Кикимора» А. Лядова
Задание 25
Сегодня я расскажу вам весеннюю сказку Римского-Корсакова «Снегурочка». Композитор написал эту оперу, когда жил в деревне. Он заинтересовался языческими обрядами, связанными с русской природой.
Во время прогулки он даже записал нотами напев снегиря, который затем вставил в пролог оперы. А еще там можно услышать пение кукушки и петуха. В прологе оперы, когда из дальних стран к нам возвращается Весна.
Вокруг нее поет и танцует стайка птиц.
Слушание: «Хор птиц» из оперы «Снегурочка»
(музыкально-слуховой анализ)
- Музыка резвая, бойкая, скачущая. Кажется, будто птицы озябли, возвращаясь с юга, и теперь приплясывают возле Весны, желая согреться.
- А каким голосом наделил композитор свою героиню?
Слушание: «Ария Снегурочки» («С подружками по ягоды ходить.»)
- Высоким, звонким сопрано в сопровождении флейты. Холодна и чиста сердцем Снегурочка и не чувствует опасности от Ярило - Солнца.
Музыка оперы пронизана народными напевами, мелодиями танцев и игр.
- Что же привлекало Снегурочку, тянуло ее к людям? (людские песни)
Звучит напев рожка – «Вступление к песне Леля» - слушание
из оперы Н. А. Римского-Корсакова
Поразительной красоты музыку написал Римский - Корсаков, рисуя картину таяния Снегурочки. Ее трогательное прощание с жизнью и, одновременно, восхищение этой жизнью. Едва слышные слова жителей Берендеева царства, пораженных исчезновением, полюбившейся всем, Снегурочке. Нежное звучание арфы (словно лишь весенний ручеек остался от Снегурочки) относится к числу самых вдохновенных страниц музыки композитора.
Слушание: «Сцена таяния Снегурочки» Сам композитор назвал эту оперу своим любимым произведением. Он так писал о её создании: «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое, и подсказанное ими, в основу своего творчества» Уже более ста пятидесяти лет миллионы людей слушают эту оперу и восхищаются.
- Какие чувства воспитывает опера у нас, живущих в XXI веке?
Опера учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь - беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства.
Задание 26
Нет ни одного явления в природе, которого бы ни коснулся, восхищенный человеческий взгляд. Реки и облака, лесные чаши и луговые цветы, старые пруды и осенние дожди - все имеет свою собственную мифологию. Свой мир песен, сказок, преданий. И сквозь каждое такое придание просвечивают неповторимые души этих рек и дождей, прочувствованные и от того живые и немеркнущие для нас.
Вот поэтому мир сказок и древних мифов относится к вечным темам, к которым искусство всех времен вновь и вновь обращает свои вопросы. Прикосновение любящего взгляда творит чудеса: природа словно оживает, раскрывается навстречу, обнаруживается своей неповторимой душой - живой, сочувствующей, сострадающей.
Удивительно то, что сказочные существа не таятся от людей, прибывают с ними в единстве, которую и составляет самую суть гармонии всех сил мира.
Обращение композиторов к сказочно-мифологическим темам привело к неслыханному обновлению средств музыкальной выразительности. В музыке воцарились красочные, «фантастические» гармонии, инструментальные тембры и их сочетания. Музыка приобрела черты яркой изобразительности.
- Давайте вместе вспомним и назовем музыкальные произведения, основанных на сказках, мифах, легендах и преданиях старины.
Музыкальная викторина.