Надежда Москаева
Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического образования дошкольниковконсультация
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование в настоящее время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка.
Следовательно, для формирования основ экологической культуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое образование детей, пропагандировать экологические компетентности среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.
Публикация «Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического образования дошкольниковконсультация» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Работая с детьми по теме «Экологическое образование», воспитатели учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир, и достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.
Посещение ребенка на дому – это форма работы, которая сближает воспитателя с семьей! Такое посещение помогает спланировать и провести беседы с родителями : о важности воспитания у детей любви к животным, природе, родному краю, посоветоваться, какие для этого надо иметь надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п., различные диафильмы.
Еще одна форма работы – экологические газеты на темы : «Здоровый образ жизни», «Юный исследователь», «Интересное рядом», которые выпускают воспитатели старших групп. Газеты содержат интересные факты из жизни растений и животных, о явлениях природы. Можно предложить домашнее задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описания опытов. Выполненные домашние задания в виде рисунков, поделок, заметок выявят заинтересованность и родителей, и детей.
Заинтересовать родителей можно информацией, расположенной в родительских уголках. Центром внимания могут быть странички о дне, проведенном детьми в детском саду. В них рассказывается о проведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе. Воспитатели рекомендуют родителям обратить внимание на соответствующую литературу, задают вопросы или просят совета. Информация в родительском уголке позволит воспитателям не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.
Также можно организовать кружок изобразительной деятельности «Творцы чудес».
В нем дети старших и подготовительных групп совместно с родителями не только делают поделки из природного и бросового материала, но и вносят новые идеи, учатся организовывать эту деятельность. Эффективность данной формы работы выражается не в числе участников, а в продуктах совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В дошкольных учреждениях заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала.
Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Могут быть проведены выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла», «Это поможет природе» и т. д.
Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. В этой работе может сложиться определенная система :
1. В экологическом уголке помещаются советы для родителей : как привлечь внимание детей, используя материал по теме «Помогите синицам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
2. Ежегодно нужно проводить экологический праздник «День птиц». В программе праздника – конкурс «Лучший домик для птиц»; выставки «Корм для разных птиц», «Лесная столовая», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.
В помощь родителям оформляется «Экологический стенд», где помещаются стихи, статьи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Традиционными могут стать и походы в лес с целью закрепления знаний детей о явлениях в природе и жизни животных, а также расширить природоведческие знания детей и родителей о природе микрорайона, вызвать у родителей интерес к организации и проведению походов.
Так же воспитатели готовят консультации для родителей, например о лечебных свойствах лесных ягод: «Как правильно приготовить варенье, соки не потеряв витамины», «Ежевика – источник здоровья», «Малина в каждом доме» и т. д. Можно завести папку-копилку, в которую вместе с родителями собирать рецепты лечебных напитков, «Бабушкины советы».
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического образования, необходимо провести анкетирование.
- Что такое экология?
- Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?
- Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
- Посадили ли Вы дерево?
- Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
-Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
- Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
- Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
- Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
- Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?
- Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
- Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
- Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
- Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, что позволит определить задачи и разработать перспективный план сотрудничества ДОУ и семьи по экологическому образованию детей.
Групповые родительские собрания, проведенные с организацией чаепития, выступлением детей, показом видеофильмов, открывают возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработки единых подходов к воспитанию детей.
Признание роли родителей в экологическом образовании детей требуют новых форм отношений между семьей и ДОУ. Переход к ним невозможен в рамках закрытого детского учреждения: оно должно стать открытой системой. Для этого необходимо проводить дни открытых дверей, во время которых осуществляется наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Открытость ДОУ – целенаправленное вовлечение родителей в образовательный педагогический процесс, приглашение к сотрудничеству.
Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей, которые способствуют воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.
Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.