Марина Савортова
Система развития математических представлений у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
А. Маркушевич
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевает подрастающее поколение, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребёнок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д., знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных задач в реализации образовательной области – познавательного развития воспитанников в дошкольной организации.
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, 3. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, Р. Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т. Д. Рихтерман, Е. В. Сербина, Е. В. Соловьева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Е. В. Щербакова и др.).
При отсутствии специально организованного обучения математическое развитие в дошкольном возрасте проходит медленно и не достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития интеллектуального развития ребенка.
В Федеральном г7осударственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектов окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) и др.
В раннем возрасте (от одного до трех лет, ведущими видами детской деятельности являются предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т. д, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимают количественные представления.
Данная проблема является на сегодняшний день довольно актуальной, так как формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме были систематизированы основные положения, касающиеся математического развития детей раннего и дошкольного возраста.
Понятие «математическое развитие» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, количестве, их свойствах, которые необходимы для формирования у ребёнка «житейских» и «научных» понятий (Носова Е. А. 1990г.).
В процессе усвоения элементарных математических представлений ребенок вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению детьми свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».
Раннее обучение и воспитание – это сложный, многоаспектный процесс. В его успех вносят свою лепту социальные условия развития ребёнка (семейное воспитание или посещение дошкольного образовательного учреждения, количество детей в семье, образовательный уровень родителей, их педагогическая компетенция и, конечно, соматическое здоровье малыша (часто болеющие простудными заболеваниями дети заметно отстают в развитии от своих сверстников).
Знания ребёнка об окружающем мире начинают складываться уже на первом году жизни. Хотя первые ощущения связаны с развитием сенсорного восприятия и носят, прежде всего, качественный характер, именно они являются базовыми для формирования у ребёнка в дальнейшем количественных представлений о предмете.
В возрасте 3-6 мес. младенец может рассматривать и манипулировать с игрушкой, обладающей различными свойствами, как видимыми (цвет, форма, величина, так и скрытыми (упругость, динамичность, масса, фактура и т. п).
После 6 мес., когда ребёнок впервые садится, начинает ползать, вставать в кроватке, создаются наиболее благоприятные условия для познания им окружающего мира. Именно в этом возрасте совершенствуются первые исследовательские действия малыша с предметами : он с энтузиазмом заполняет пустые ёмкости небольшими кубиками, шариками, а замет с удовольствием высыпает всё на пол и опять собирает. Ребёнок вновь и вновь выбрасывает игрушки из кроватки, с интересом наблюдая, как далеко они улетят и с каким звуком упадут, отскочат от пола или покатятся по нему.
В возрасте около 1 года малыш делает свои первые шаги, и как будто заново открывает мир вокруг себя. Когда он научится уверенно ходить по квартире, кухня покажется ему совсем иной, чем с высоты детского стульчика. И детская комната выглядит теперь совсем иначе, чем было видно из кроватки или манежа. Ребёнок готов вновь и вновь топать ножками по квартире, открывать и закрывать двери, выдвигать ящики и заглядывать внутрь шкафов и полок.
В первой половине второго года жизни малыш делает для себя важнейшее открытие: в окружающем мире много одинаковых или похожих друг на друга предметов – мячиков, кубиков, санок, стульев. Взрослые помогают ребёнку прийти к этому важному выводу, многократно показывая и называя эти предметы в присутствии ребёнка, указывая на их отличительные признаки (большой-маленький, круглый – квадратный, лёгкий – тяжёлый, горячий - холодный) и общие черты (такой же, как…; ещё один…; много…; катится, как мячик; плавает, как рыбка; летает, как птичка).
Таким образом, в раннем возрасте ещё на уровне наглядно-действенного мышления создаются предпосылки для дальнейшего обобщения словом личного опыта ребёнка.
Использование слов, комментирующих процесс и обобщающих результат деятельности ребёнка с предметами, качественно меняет и перестраивает его мышление. Названный словом единичный предмет (мячик) или признак (круглый) постепенно начинает обозначать в сознании ребёнка целую группу однородных предметов (мячики) или общих качественных признаков (круглые, как мячик).
Обозначенное словом действие приобретает характер обобщённого способа решения сходных практических задач и легко переносится на другие ситуации, иногда неожиданные для взрослого человека (кормить яблоком ребёнка, куклу, мишку; кубик, как яблоко, дать «пробовать» маме).
С 2-х до 3 лет ребё нок: (Громова О. Е. 2005 г.)
- усваивает обобщающие понятия (игрушки, одежда, обувь, мебель) и группирует предметы по функциональному назначению;
- сравнивает знакомые предметы между собой (например, платья разного цвета, находит сходства и различия, выделяет характерные особенности;
- свободно подбирает предметы по тождеству (находит такой же, пару);
- умеет использовать предметы-орудия (черпачки, сачки для выуживания плавающих предметов);
- обследует новые предметы, выделяя их форму, цвет, величину, развивая координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев;
- выполняет действия с ориентацией на два свойства предмета одновременно (собирание разноцветных пирамидок из 4-5 колец, трехместной матрёшки с совмещением рисунка на её частях, узнаёт разнообразные способы использования предметов;
- различает основные формы деталей строительного материала («кубик», «кирпичик» и т. д., знакомится с вариантами их расположения на плоскости;
- учится сооружать элементарные постройки по образцу (поезд, башня, понимает пространственные соотношения (дальше, ближе, сзади, спереди, сверху, снизу);
- знакомится с детским пластмассовым конструктором, совместно со взрослым конструирует простейшие модели (домик, машина);
- начинает раскладывать предметы по убывающей величине, закрепляет понимание слов, обозначающих различные сравнительные величины предметов («поменьше», «побольше»);
- осваивает простейшую сериацию по принципу простого чередования двух предметов.
Обучение детей предусматривает не только сообщение знаний, формирование умений и навыков, но и развитие умственных способностей и познавательных интересов, т. е. развитие личности ребёнка. В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: принцип развивающего (воспитывающего) обучения; принцип научности и связи с жизнью; принцип доступности обучения; принцип наглядности, принцип систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний; принцип индивидуального подхода; принцип взаимосвязанности; принцип сознательности и активности усвоения детьми знаний.
Таким образом, для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста имеет различные направления. Одно из самых важных мест в нем занимают количественные представления. Начинать работу необходимо уже с раннего возраста в дочисловой период обучения (2-3 года).
Данная работа просто необходима перед началом ознакомления детей с числами, направлена на развитие представлений о множестве. Ребят учат сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество. Так, в этом возрасте закладывается основа для последующего развития счетной деятельности.
Литература:
1. Альтхауз Д., Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М. : Просвещение 1984 г.
2. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. – М. : Мозаика-Синтез, 2006
3. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Методика формирования количественных представлений у детей. - СПб., 2000.
4. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. В помощь маленькому мыслителю (Развитие элементарных математических представлений). Издательство «Паритет»,
Санкт-Петербург, 2003 г.
5. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1989 г.
6. Громова О. Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Методическое пособие. Изд-во «ТЦ Сфера». М., 2005г.
7. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет : Методическое пособие. М., 2004 г.
7. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1974 г.
8. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. М., Просвещение, 1980г.
9. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А. А. Столяра. М., Просвещение, 1988.