Алла Абрамкина
Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей на пороге школы
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум на тему:
«Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей на пороге школы».
Цель: расширить круг методов и приёмов в решении вопросов профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей на пороге школы.
План проведения:
1. Теоретическая часть.
1.1. Введение в проблему «Причины эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста».
1.2. Мини лекция «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».
2. Практическая часть.
Публикация «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей на пороге школы» размещена в разделах
2.1. Методы коррекции и развития эмоциональной сферы детей.
2.2. Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребёнком».
2.3. Эмоциональная культура педагога. Психологический практикум «Игры и упражнения на управление эмоциональным состоянием педагогов».
3. Практический инструментарий.
Рекомендации «Методы и приёмы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».
4. Подведение итогов.
1. Теоретическая часть.
1.1. Введение в проблему «Причины эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста».
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребёнка. Оно вызывается многими причинами. Первая причина неблагополучия связана с неудовлетворённостью ребёнка общением со взрослыми, прежде всего с родителями. Недостаток тепла, ласки разлад между родителями, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребёнка тревожно - пессиместических личностных ожиданий, выражающихся в неуверенности ребёнка, чувстве незащищённости, наличии страхов в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого. Такое отношение взрослого провоцирует у ребёнка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребёнок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно - оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых. Вторая причина неблагополучия связана с затруднениями в общении с другими детьми, которая может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто появляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьёзными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают. Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворённостью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребёнка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту. Третья причина эмоционального неблагополучия связана с индивидуальными особенностями ребёнка, спецификой его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов). Причины детских страхов очень разнообразны. Их проявления прямо зависят от жизненного опыта, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.
В каждой возрастной группе детского сада есть эмоционально - неблагополучные дети. Мы предлагаем вам составить список утверждений в эмоциональном развитии детей, с которыми вы часто сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности.
Упражнение (на основе метода мозгового штурма). Упражнение проводиться в подгруппах, каждая из которых в течении 10 минут составляет перечень проблем в эмоциональном развитии детей, с которыми наиболее часто сталкиваются взрослы, общаясь с детьми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, которые являются наиболее значимыми.
1.2. Мини лекция «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение. Чувства обладают различной степенью продолжительности и интенсивности. Они различаются по генетическому происхождению, глубине, осознанности, динамике развития, действию на организм, направленности, способу выражения, условиям возникновения и исчезновения и т. д. Чувства имеют внешнее выражение в выразительных движениях лица (мимике) и тела (пантомимике, в интонациях речи. По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию (обман, неудача, высшие чувства. Высшие чувства носят отчётливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким - либо конкретным объектом той или иной деятельности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, их подразделяют на нравственные (нежность, любовь к близким, внимание, забота, гордость и самоуважение, жадность, доброжелательность, эмпатические чувства: симпатия, антипатия, эмпатия, сочувствие, сопереживание другому человеку, зависть, а также чувства вины и стыда, смущения, беспокойства при нарушении нравственных норм); интеллектуальные (удивления, любознательность, удовлетворённость или неудовлетворённость деятельностью, стремление утвердиться в истине) и эстетические чувства (прекрасного, безобразного, комического, чувства гармонии, ритма). Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов деятельности и потребностей. Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что психическая жизнь ребёнка в период дошкольного детства приобретает сложный характер: становятся шире его социальные связи с окружающими, оценка поступков окружающими становится важным элементом поведения дошкольника и влияет как на характер его чувств, так и на эмоциональную мотивацию его действий. В дошкольном возрасте основная роль в регуляции социального поведения принадлежит уровню эмоционального контроля, то есть налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, аффективные проявления которых (мимика, взгляд, голос, прикосновение, жест) становятся для ребёнка сигналами, наиболее значимыми для адаптации к окружающему. С появлением эмоционального контроля за аффективным переживанием можно говорить о возникновении собственно эмоциональной жизни человека.
Основные показатели нормального хода эмоционального развития в дошкольном детстве.
1) Освоение ребёнком социальных форм выражения чувств (товарищество, дружба).
2) Формирование высших чувств - нравственных, интеллектуальных, эстетических.
3) Появление эмоциональной децентрации (способность ребёнка воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других детей).
4) Наличие выраженного эмоционального смещения, то есть возможность эмоционального выделения будущего (эмоциональное предвосхищение : переживание по поводу возможных результатов деятельности, предвидение реакции других людей на его поступки) и прошлого.
5) Формирование осознанности, обобщённости, произвольности, внеситуативности чувств.
Нарушения нормального хода эмоционального развития ребёнка приводят прежде всего к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми, трудности усвоения норм поведения, трудностям усвоения учебной деятельности, появления психосоматических заболеваний, что в целом создаёт опасность нарушения последующего формирования личности ребёнка.
По мнению А. В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчёркивая важность эмоционального развития дошкольника при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал, что ранен неблагополучие эмоциональных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создаёт опасность нарушения личности ребёнка. Эмоциональная система детей дошкольного возраста ещё незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения (обидчивость, демонстративность). Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обусловливающие негативный характер способов поведения, общения. Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это вредно для его психического и физического здоровья. Если один ребёнок быстро выходит из негативного состояния, то другой с трудом. Такому ребёнку нужна помощь взрослого. Организованная педагогическая работа может не только обеспечить соответствие возрасту правильное эмоциональное развитие ребёнка, но и может обогатить эмоциональный опыт детей, значительно смягчить и даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст - благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Ребёнок - дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремиться к признанию себя среди других людей. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать своё эмоциональное неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.
2. Практическая часть.
2.1. Методы коррекции и развития эмоциональной сферы детей.
Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты - психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Основными методами коррекции и развития эмоциональной сферы ребё нка являются методы:
- Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с помощью игры. В игре заложен большой потенциал влияния на личность и взрослого, и ребёнка. А. Захаров выделил три функции игры в терапевтическом процессе: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Все эти функции взаимосвязаны и вытекают одна из другой.
Виды игр используемых в игротерапии:
- ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития ребёнка. Ролевые игры можно разделить на две подгруппы: ролевая гимнастика (ролевые действия и ролевые образы) и психодрама. В этих играх формируется адекватное ролевое развитие.
- психогимнастические игры формируют у детей : - принятие своего имени; - принятие своих качеств характера; - принятие своего настоящего, прошлого, будущего; - принятие своих прав и обязанностей.
- коммуникативные игры направлены на: 1) формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.
- игры и задания направленные на развитие произвольности, формируют произвольность ребёнка.
- игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на три группы: вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
- Психогимнастика - метод психотерапевтического воздействия на детей без помощи слов. Психогимнастика: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - волевой сферы детей. Психогимнастика по мнению М. И. Чистяковой направлена на овладение навыками управления своей эмоциональной сферой : развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно выражать, полноценно переживать. В основе психогимнастики лежит обучение технике выразительных движений и использование их в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Психогимнастика позволяет обучать ауторелаксации (снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректирует настроение и отдельные черты характера, помогает детям преодолевать бартеры в общении, лучше понять себя и других, способствует навыками управления своей эмоциональной сферой.
- Эмоционально - символические методы - метод психотерапевтического воздействия на детей с помощью рисования, лепки, сочинения рассказов и стихов (по представлению К. Юнга и его последователей). Метод способствует личной интеграции ребёнка. Чаще всего используются две группы методов, предложенных Дж. Алланом:
- групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева. Страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли. Которые не удаётся раскрыть в процессе вербального общения);
- направленное рисование, т. е. рисование на определённые темы.
- Релаксационные методы это методы активной нервно - мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные и визуально - кинестетические техники. Метод нервно - мышечной релаксации предполагает достижение состояние сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой. Визуально - кинестетические техники предполагают использование визуально - кинестетических образов.
2.2. Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребёнком».
В психологии общения существует специальная техника, которая даёт нам возможность проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять его реальные интересы, настроение эмоции. Эта техника носит название активного слушания.
Активное слушание партнёра по общению предполагает ваше стремление понять, что же он хочет вам сказать на самом деле. В словах и поведении, в интонации и мимике ребёнка всегда содержится эта информация, надо лишь внимательно к нему прислушаться. Однако, как правило, в реальной жизни мы привыкли уделять, слишком мало внимания тому, что ребёнок нам говорит. Воспитатель часто занят собственными делами и заботами, жизнь в детском саду расписана по минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребёнка, в лучшем случае делаем это формально.
Американский психолог Вирджиния Сатир подчёркивала, что если взрослый не может выслушать ребёнка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребёнка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему всё ваше внимание. Если же вы в данный момент не можете этого сделать, объясните ребёнку, что сейчас вы заняты, и подойдёте к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше общение, как только появится такая возможность. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнёра, но и умение слушать. При помощи особой техники активного слушания, которая в психологии общения называется техникой настройки, мы можем получить интересующую нас информацию. Настройка на партнёра предполагает особое внимание к нему, способность поставить себя на его место. Настраиваясь на ребёнка как на партнёра по общению, не стоит торопиться с выводами, имеет смысл проверить несколько возникших у вас предположений, сформулировав их, чтобы удостовериться, правильно ли вы его поняли.
Практикум по активному слушанию.
Проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проигрывать два раза: в первом случае один педагог из пары берёт на себя роль воспитателя, а другой - ребёнка; во втором случае участники меняются ролями - педагог, бывший воспитателем, становится ребёнком, и наоборот.
Задание 1.
В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребёнку», как невнимательный слушатель.
Инструкция «воспитателю». Представьте себе, что вы в группе чем - то заняты. К вам подходит ребё нок и произносит одну из следующих фраз:
1) «А Вася отобрал у меня паровозик!»
2) «Они не принимают меня играть!»
3) «А маму вчера отвезли в больницу!».
Вы должны ответить «ребёнку» как невнимательный слушатель.
Инструкция «ребёнку». Представьте себе, что вы ребёнок определённого возраста (от 3 до 7 лет). У вас возникла одна из проблем. Которые перечислены выше. Вы подходит к воспитателю и произносите одну из приведённых выше фраз. Ситуация продолжается 1 - 2 минуты. После окончания ситуации участник, игравший роль ребёнка, рассказывает своему напарнику, что он почувствовал, услышав ответ «воспитателя». После обсуждения, которая длится 2 - 3 минуты, участники меняются ролями и выбирают другую проблему из предложенных выше.
Задание 2.
В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребёнку» как внимательный слушатель. Инструкция «воспитателю». Ситуация такая же, как в задании 1, однако вы отвечаете ребёнку как внимательный слушатель. Инструкция «ребёнку». Ситуация такая же, как в задании 1, однако для проигрывания ситуации 2 выберите другую проблему из предложенного списка не ту, которую вы обсуждали в задании 1. После окончания ситуации происходит обсуждение, затем участники меняются ролями.
2.3. Эмоциональная культура педагога.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребёнок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика, аутотренинг, музыкотерапия и т. п.
Мы вам предлагаем несколько простых, но очень эффективных игр и упражнений, которые позволят вам управлять вашим эмоциональным состоянием.
Музыкотерапия. Игра с музыкальным сопровождением «Если нравиться тебе - то делай так…». Участники стоят в кругу, ведущий показывает движение сопровождаюшееся песней: «Если нравиться тебе - то делай так…». Далее ведущий показывает самые разные движения, а участники его повторяют.
Игротерапия. Игра «Карлики - великаны».
Участники игры стоят в кругу. Ведущий говорит «карлики» или «великаны». На слово «карлики» все приседают. На слово «великаны» все встают. Те, кто ошибся, встают внутрь круга, а потом выполняют какое - либо задание. Игра развивает внимание и координацию движений. Игра «Веретена точены». Все находящиеся в группе делятся на три команды. Одна команда «Веретена точены», вторая - Веники мочены», третья - «Барыня, барыня, сударыня барыня». Ведущий указывает на одну из команд, и та кричит своё название. С течением времени темп игры увеличивается. Практически все игры, связанные с увеличением ритма и громкости, способствует повышению уровня эмоционального состояния.
Аутотренинги «Целительные воспоминания» (визуально - кинестетическая техника).
Цель: актуализация положительных эмоций, восстановление внутренних ресурсов, выведение из депрессивного состояния на уровень позитивного мышления. Необходимое время: 5 минут. Процедура. Сядьте удобно, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 10 секунд, затем выдохните. Повторите упражнение 3 раза. Возобновите естественный темп дыхания. С каждым вдохом чувствуйте, как расслабляются ваше тело и сознание… Уплывают шум, звуки, лица, проблемы… Всё дальше и дальше. В прошлом с вами произошло много приятных событий. Вы давно о них не вспоминали. Одни были значительные, другие - не очень. Но все они радовали, приносили счастье. Вспомните сейчас свой радостный день, верните к жизни ушедшие часы, минуты. Когда вы были счастливы, любимы, необходимы кому - то, довольны, веселы… Когда были окрылены успехом, достигнутой целью, были на вершине удачи. Переживите заново это счастливое прошлое, увидьте, услышьте, ощутите и почувствуйте. Не повторяйтесь, не торопитесь, дайте каждому образу возможность появиться вновь. По окончании сеанса сосчитайте до пяти и медленно возвращайтесь к окружающей реальности.
3. Практический инструментарий.
Рекомендации «Методы и приёмы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».
Уважаемые педагоги! Мы предлагаем вам рекомендации, которые вы можете использовать в своей работе с детьми, чтобы помочь им справиться со своими негативными переживаниями. Обеспечить комфортное пребывание в группе детского сада в течение дня.
1) Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребёнок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку, аутотренинг, музыкотерапия и т. п.
2) Использование принципа М. Монтессори: принцип изолированности ребёнка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребёнка их группы, а предложить побыть одному!
3) Выстраивать систему правил. В рамках правил ребёнок учится отличать себя от других, правила развивают чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом, укрепляется «Я» ребёнка. Больше внимания уделять игре, ритуалам, символам (решение проблемы поведения и агрессивности).
4) Сделать каталог в группах «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре с помощью игры, а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге может быть перечислено, например, то, чего нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и д. р.
5) Ввести в режим дня «часы тишины» и «часы можно» (как ритуал).
6) Эмоциональные трудности часто приводят к возникновению конфликтов. У таких детей фактически не развита произвольность. В этом случае можно использовать в течение дня игры с правилами: «Обзывалки», «Кричалки - шепталки - молчалки», «Поём и молчим», «Что слышно?», «Пожалуйста», «Четыре стихии», «Да и нет» (для выплеска накопившейся отрицательной энергии у детей и обучение взрослых управлению их поведением).
7) Использовать идею Гельмута Фигдора о создании в группе «Уголка Ярости», где дети могли бы выплёскивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева.
8) Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на занятия).
9) Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила:
. Говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что его интересует!
. Не отвечай на агрессию встречной агрессией!
10) Обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения - выполнять релаксационные упражнения. Подобные упражнения приводятся в книгах М. И. Чистяковой, К. Фопеля, Н. А. Кряжевой.
11) Используйте технику «Я - сообщение». Оно передаёт отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме: «Мне не нравится, я бы хотела и т. п.», «Меня раздражает, когда дети хнычут», «Я злюсь», «Я сержусь», «Я огорчена», «Мне скучно».
12) Ведение беседы по способу «активного слушания».
Если у ребёнка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребёнка - это значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнёра, но и умение слушать. Необходимо повторить, что случилось с ребёнком (как вы это поняли, а потом обозначит его чувство. Это исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает переживание ребёнка. ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы. «Ты обиделся. Тебе стало обидно, потому что…»
4. Подведение итогов.