Марина Игнатенко
Система работы с одаренными детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слова замечательного, великого русского педагога В. А. Сухомлинского, должны стать ключевыми в современном образовании для педагогов, выявляющих одарённых детей – детей с неординарными способностями.
В моей старшей группе «Любознайки» каждый ребенок неповторимый и по - своему особенный. Эти непоседы, безумолку задают вопросы, озорничают, дружат, поют, танцуют, играют. Каждый день они экспериментируют, исследуют, добывают, открывают для себя новое. А я прихожу к выводу, что один и тот же подход к разным детям никогда не дает одинаковых результатов.
Публикация «Система работы с одаренными детьми старшего возраста» размещена в разделах
Своих воспитанников я знаю уже 4 года. В далеком 2019 году малыши, которые впервые пришли в группу «Любознайки», легко вступали в беседу, проявляли активный интерес к игрушкам и к сверстникам. На мои предложения выполнить какое - либо задание, дети подходили неординарно. Тогда я впервые задумалась о том, что у некоторых детей проявляются задатки одаренности. Это наблюдалось в свободной деятельности по рисованию, конструированию, а так же при проигрывании сюжетов или в инсценировках русских народных сказок. И тогда я решила, что одной из основных задач моей работы – поддержать творческую, неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир, на его отражение.
На сегодняшний день в старшей группе «Любознайки»выявлено трое детей с задатками одаренности. Одной из самых популярных игрушек на сегодняшний день у детей является конструктор, интерес к нему проявляют и мальчики и девочки, даже взрослые иногда с удовольствием складывают из него домики, машинки и другие фигуры. Воспитанник моей группы Марк при поступлении в сад, проявлял интерес к строительному материалу, Сначала, как к отдельным элементам и пазлам, затем стал строить небольшие конструкции. На сегодняшний день мальчик конструирует самостоятельно из разных материалов, постройки большие, сюжетные, смысловые, модельные. Для Марка я предлагаю усложненные схемы с большим объемом детализированных конструкций,обязательно дополняя предложенную схему своим замыслом по каждой конкретной ситуации.
В совместной и самостоятельной деятельности я ему предлагаю создавать оригинальные постройки: разнообразные архитектурные строения с вращающимися частями, технику, модели животных и многое другое. Как и во всех видах продуктивной деятельности в конструировании есть опасность «застревания» на шаблонах и схемах и образцах. Поэтому я стараюсь вовремя подтолкнуть ребенка к поиску новых форм и идей, помогаю включить конструирование в игру.
Основная задача моей педагогической деятельности сформировать у ребенка умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развивать в себе способность к самоизменению.
Катя с младшей группы не проявляла своих способностей к рисованию. Но в свободной деятельности она больше всего была увлечена материалами, предназначенными для рисования. Со временем Катя стала рисовать очень интересные детали в рисунках. На сегодняшний день, она рисует полноценные сюжеты, прорисовывает отдельные детали, очень любит рисовать членов своей семьи и своих подружек. Недавно подарила мне мой портрет, нарисованный восковыми мелками. Причем чаще всего именно восковые мелки являются ее инструментом передачи рисунка. Хочу отметить, что работы Кати всегда отличаются аккуратностью, яркостью, разнообразной тематикой. При взаимодействии с Катей, побуждаю ее использовать в своих работах : фломастеры, акварельные краски или гуашь. При совместном с детьми рассматривании картин на занятиях, предлагаю Кате описать цветовую гамму и отдельные элементы предложенного образа.
В сентябре прошлого года к нам в группу пришла девочка Аня. Наблюдая за ней, я сразу обратила внимание, девочка очень активна, любознательна, уверена в себе. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, имеет богатый словарный запас,грамотную эмоционально – выраженную речь,владеет интонацией способностью к творчеству. Любимым занятием Ани является рассматривание иллюстраций к книгам. Результатом ее работы является выступление на утренниках, словотворческих конкурсах. Я пришла к выводу, что развивая навыки выразительного чтения через заучивание стихов, помогают Ане совершенствовать речь, развивать поэтический слух. Девочка стала артистичной, уверенной в себе. Первый дебют увенчался успехом. Когда она читала очень большое стихотворение на 8 марта, все присутствующие просто замерли. Аня читала с выражением, где то приглушала голос, а где то наоборот произносила громко слова. Зал встретил ее овациями еще на середине стихотворения, но она эмоционально дочитала до конца.
4 мая в детском саду проходил конкурс стихов, посвященных 78-летию Победы, где Аня заняла 1 место прочитав стихотворение «Их расстреляли на рассвете».Для достижения высоких результатов я оформила картотеку речевых упражнений. На сегодняшний день у Ани западает звук «р»
Система работы с одаренными детьми подразумевает выявление, фиксирование, наблюдение, поддержку, предоставление возможности для поддержания ярко выраженных интересов воспитанников к различным видам деятельности. Моей целью является создание оптимальных условий для проявления и развития детьми своих способностей, обеспечение возможности их творческой самореализации. Помимо создания условий для самостоятельной работы в группе : наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка мест для работы, наличие необходимых инструментов, так же важно индивидуальное взаимодействие с детьми.