Дарья Маркушева
Система работы ДОУ с неблагополучными семьями на ранней стадии неблагополучия
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактическая работа с семьями «группы риска» на ранней стадии неблагополучия в МКДОУ № 16 «Солнышко»
Здравствуйте! Свое выступление я хочу начать с определения роли семьи, сформулированном в законе Российской Федерации «Об образовании» (ред. от 13.07.2015) : Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Вот почему нам, как сотрудникам дошкольных образовательных учреждений, важно знать в какой семье растет каждый воспитанник, какие у нее нравственные и культурные ценности. А выявление семьи риска на ранней стадии неблагополучия позволяет помочь семье в трудной жизненной ситуации, направить ее на диалог с социумом и собственным ребенком. Основная цель – защита прав детей и предупреждение правонарушений.
Публикация «Система работы ДОУ с неблагополучными семьями на ранней стадии неблагополучия» размещена в разделах
В саду существует разделение функциональных обязанностей: Заведующий:
- взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- разрабатывает нормативно – распорядительную документацию, регламентирующую профилактическую работу с семьёй
- контролирует качество исполнения проводимой профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе :
- оказывает организационно-методическую помощь воспитателям в ведении учета
- формирует банк данных МКДОУ о воспитанниках и их семьях, находящихся в социально опасном положении
- организует выходы в семью
- ведёт анализ результатов профилактической работы с семьёй
Воспитатель группы:
- ведёт индивидуальную работу с семьёй и ребёнком
- оформляет необходимую документацию по сопровождению семьи
- посещает семью
Педагог-психолог:
- проводит индивидуальную консультацию с семьей и ребенком
- разрабатывает памятки для педагогов и родителей
Медицинская сестра (по согласованию) :
- осуществляет медицинский осмотр ребёнка на предмет исключения жестокого обращения;
- обеспечивает своевременную диспансеризацию воспитанников.
В нашем саду работа по выявлению семей «группы риска» происходит в начале каждого учебного года. За последние 9 лет в среднем выявляется 6 таких семей в год, максимальное число – 9 семей, минимальное – 2 семьи. Существует перечень критериев определения неблагополучных семей, причем для того, чтобы включить семью в список семей «группы риска», таких критериев должно быть не меньше трех. Так, например, в этом году в нашем саду у семей выявлены следующие причины: - ребенок проживает в семье без матери (у нее нет лишения родит прав, мать препятствует общению отца с ребенком (отцовство есть, но родители не в браке, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей со стороны матери, мать не имеет постоянного места работы, жительства.
После того как семьи «группы риска» выявлены, происходит непосредственная работа с семьями, для которой существует алгоритм:
1. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий жизни.
2. Обследование жилищных условий неблагополучной семьи, составление акта обследования.
3. Изучение личностных особенностей членов семьи, их обращений за помощью и жалоб, а также жалоб на родителей со стороны соседей, др. лиц.
4. Выявление авторитетных взрослых в круге общения родителей «группы риска», с целью привлечения их к работе с родителями. (Начальник на работе, родственник и др.)
5. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей.
6. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные и музыкальные праздники, экскурсии, походы) с целью интеграции семей «группы риска» в сообществе родителей.
7. Координация деятельности со всеми заинтересованными организациями (отдела по делам несовершеннолетних, отдел социальной защиты, правоохранительные органы и др.)
8. Текущее и контрольное посещение семьи.
9. Оценка динамики изменения отношений внутри семьи и во взаимодействии семьи с МКДОУ.
10. Совместная деятельность с администрацией СОШ по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников МКДОУ в целях непрерывного социально-педагогического сопровождения.
11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Обязательно оценивается динамика построения отношений родителей с МКДОУ, включенность их в жизнь сада, готовность вступать в диалог с воспитателями и руководством детского сада, но самым главным критерием является ребенок, его успешность в освоении образовательной программы, освоение социально-коммуникативных навыков, снижение агрессии и тревожности. Ведь наша главная цель – подарить каждому ребенку счастливое детство!
В приложении представлены нормативно-правовая база по работе с неблагополучными семьями, нормативно-распорядительная документация МКДОУ № 16 «Солнышко», перечень документации, а также образец характеристики, акта обследования жилищно-бытовых условий семьи и составление карты семьи.
Спасибо за внимание!