Лучший педагог года

Система работы с дошкольниками по развитию речи в театральной деятельности

Татьяна Екимова
Система работы с дошкольниками по развитию речи в театральной деятельности

Система работы с дошкольниками по развитию речи в театральной деятельности.

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

С. И. Мерзлякова

Театр в ДОУ – источник особой радости. Дети открывают через театральную деятельность красоту сказок, их волшебную силу. Раскрывают себя, свои способности, свою речь.

Публикация «Система работы с дошкольниками по развитию речи в театральной деятельности» размещена в разделах

Театр – это целый мир новых слов, понятий… Слов, которых в обыденной жизни мы не употребляем. О красоте русского языка много сказано нашими великими писателями и поэтами. Это то, чем гордится нация, давшая миру Толстого, Достоевского, Пушкина. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Свободное владение словом – задача сложная, но выполнимая. Когда я задаю детям вопрос: «Какое у вас настроение?» Практически все отвечают: «Нормальное». Начинаем выяснять, а какое настроение бывает. И тогда появляются самые удивительные определения: хорошее, плохое, нежное, кусачее, ласковое, злое, влюбленное, задумчивое.

Если мы, взрослые, говорим односложно, так же говорят и наши дети. И как выделяется тот ребенок, с которым дома говорят хорошим, образным языком!

Введение малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи – вот одна из основных моих задач в занятиях театральной деятельностью.

В детской речи не только дефекты произношения звуков, страдают и другие качества речи : темп и сила голоса, речевое общение, слабо развита связная речь. Далеко не каждый ребенок сможет построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопрос о содержании прочитанного, а, тем более, задать вопрос.

Так как речь ребенка возникает и развивается в процессе общения, то проблема развития диалогической речи остается одной из самых актуальных тем. Общение является необходимым условием формирования личности, самосознания. Общение – главнейший фактор психологического и речевого развития ребенка. Диалогическая речь – наиболее простая и естественная форма общения, которая к 7 годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение на своих занятиях я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении ребенку приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности. Ребенку во время диалога приходится произвольно строить свое высказывание, использую контекстовую речь. Диалог со сверстниками – увлекательная область сотрудничества, саморазвития. Дети учатся внимательно слушать своего партнера, не перебивать, говорить, обращаясь к нему.

Наши занятия помогают постигнуть и азы художественного слова, выразительного чтения.

Чтобы четко говорить,

Чтоб красиво говорить,

Надо гласные все звуки

Широко произносить.

И согласных ты не бойся.

Ты о них не беспокойся.

Это одно из правил, которое мы с детьми учимся соблюдать на сцене. Занятия по технике речи дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки речевого словообразования. Позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создать такие условия, при которых ребенок мог публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. К этому важно приучать еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди, с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными. Они избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. В воспитании привычки выразительной публичной речи перед незнакомой аудиторией огромную помощь оказывает театральная деятельность.

Сочетание техники развития речи и творческой фантазии – важнейший фактор в обучении детей театральному искусству.

Театральная деятельность является результативной формой развития детей. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.

От фольклора к спектаклю – это путь, который мы с детьми проходим в нашем детском саду от младшей группы до выпуска в школу.

Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Площадной театр, скоморохи, петрушки, куклы – все это основы театра. С этого начинаем и мы с детьми. Из фольклора – потешек, считалок, закличек, сказок создаем представления, приближая их к народному театру.

В начале пути, лет 9 тому назад, после окончания курсов по театральной деятельности с детьми, передо мной встал вопрос: «С чего начать?» Прежде всего, предстояло решить, как я буду заниматься с детьми, какие методы и приемы буду использовать в своей работе. Нужно было придумать свою систему, потому что для детей талантливая импровизация педагога при отсутствии системы – только куча положительных эмоций, но никакого движения вперед, и каждый раз – с нуля.

Мне хотелось познакомить детей с миром театра, чтобы они полюбили его, чтобы театр стал для них частью их культурной жизни.

Игра «в театр» – вот основной, наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки и умения представлять героя произведения.

Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.

«Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Д. Родари)

Для того, чтобы игра «в театр» была успешной, у детей необходимо развивать специальные игровые умения:

o Освоение позиции «зритель». Умение быть доброжелательным зрителем. Досмотреть и дослушать до конца. Похлопать в ладоши. Сказать «спасибо» артистам.

o Первичное становление позиции «артист», включающий умение использовать некоторые средства выразительности для передачи образа героя (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи)

o Умение взаимодействовать с другими участниками игры. Играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.

В своей работе все театрализованные игры я разделяю на две основные группы:

1. Режиссерские игры.

2. Игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся: настольный театр, теневой, фланелеграф и др., т. е. те игры, где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Ребенок действует за него.

Драматизация – основана на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы.

Театрализованные игры, как разновидность сюжетно-ролевых игр, сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Но, в отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа.

Мои занятия основаны на следующих педагогических принципах:

1. Принцип развивающего обучения : означает, что обучение должно вести за собой развитие ребенка.

2. Принцип систематичности : планомерность, непрерывность и регулярность процесса.

3. Постепенное усложнение материала. Постепенный переход от более простых заданий к более сложным.

4. Этнопатогенестический: каждому ребенку давать роль доступную его развитию.

5. Принцип наглядности: тесная взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

6. Доступности: использование приемов активизации познавательных способностей детей.

7. Успешности: подразумевающий, что ребенок получает знания, которые он способен успешно выполнить. Ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребенка.

Участвуя в театральных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют литературные произведения. Это словесное творчество детей нужное и понятное самим детям. Умело поставленные вопросы педагога при подготовке к игре «в театр» побуждает детей думать, анализировать довольно сложные проблемные ситуации, делать выводы и обобщения.

Все это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, ЗКР. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь и грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической речи.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения. Постепенно складывается умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы. Грамматически и фонетически правильно строить фразы, овладевать монологической речью.

В свои занятия я обязательно включаю следующие виды речевой деятельности

1. Упражнения для тренировки голоса и речи :

o Упражнения для пальцев рук (развитие мелкой моторики)

o Упражнения для губ (артикуляционная гимнастика)

o Упражнения для языка

2. Динамические дыхательные упражнения с использованием музыки

3. Упражнения для снятия усталости головного мозга и снятия мышечного напряжения

4. Двигательные ритмические упражнения со словесным сопровождением

5. Хороводные игры

6. Подвижные игры с произношением текста

7. Словесные игры и упражнения

8. Заучивание песенок-потешек, считалок, стихов

9. Инсценирование диалоговых стихов

10. Дидактические игры

11. Загадки-складки

12. Прослушивание сказок в грамзаписях

13. Драматизацию сказок

14. Игровые зарядки (со словами)

15. Знакомство детей с разнообразными литературными жанрами (докучные сказки, небылицы в лицах, дразнилки и т. д.)

16. Знакомство детей с авторскими произведениями

17. Викторины, конкурсы по художественным призведениям

Для того, чтобы спектакль получился успешным, необходимо соблюдать определенные требования к сценарию:

1. Хорошо знать литературное произведение

2. Художественное произведение должно быть не очень большим по объему

3. Должны быть действия

4. Должен быть диалог и монолог

5. Произведение должно быть доступным пониманию детей

6. Должно быть ценным в воспитательном отношении

7. Наличие костюмов, атрибутов, декораций

Подготовка к спектаклям проходит поэтапно, в определенной последовательности:

I. 1. Чтение сказки

2. Беседа по содержанию

II. 1. Рассказывание сказки по ролям

2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

III. 1. Работа с артистами

А) Выразительное чтение

Б) Игровые движения

В) Мимика

2. Индивидуальная работа по ролям

3. Закрепление

IV. 1. Объединенная репетиция для всех участников спектакля

2. Закрепление

V. Генеральная репетиция

VI. Премьера

Взаимодействуя с родителями, предлагаю им:

1. ЧХЛ детям с последующей беседой

2. Проводить анализ характеров персонажей: давать оценку их поступкам

3. Задания для развития речи

4. Постановку драматизаций, спектаклей в семейном кругу

5. Посещение театров с детьми

6. Принимать участие в подготовке к спектаклю: изготовление атрибутов, афиш, билетов, декораций

7. Принимать участие в самих спектаклях

Занимаясь с детьми на протяжении многих лет, мне стало понятно, что все дети хотят, даже если этого и не осознают, выступать на сцене. Такова природа человека. Недаром же сказано, что весь мир – Театр, а люди в нем – актеры.

Литература:

Л. Царенко «От потешек к Пушкинскому балу»

Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду»

Шурочкина И. С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми.» Справочник старшего воспитателя - 2008г.

Публикации по теме:

Дистанционное видеозанятие с дошкольниками с ТНР по развитию речи «Обитатели водоемов» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию видео-занятие по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с.

Дистанционное видеозанятие с дошкольниками с ОВЗ по развитию речи «Пересказ короткого рассказа» В условиях самоизоляции против пандемии COVID-19 организовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками с ОВЗ не так-то и просто.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Использование театральной логоритмической песенки казачьей тематики в работе с дошкольникамиИспользование театральной логоритмической песенки казачьей тематики в работе с дошкольниками Актуальность создания моей авторской песни для дошколят «Едем на подворье» заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе,.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками» Схема работы с неговорящими детьми выглядит следующим образом: Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря Подготовка органов.

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы с дошкольниками по развитию речи в театральной деятельности
Опубликовано: 13 марта 2022 в 11:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы с дошкольниками по развитию речи в театральной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Екимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД