Елена Мешкова
Система работы с детьми и родителями по организации в ДОУ мини-музея русского быта как средства патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время важно сохранять традиции и обычаи своего народа. ФГОС говорит о необходимости повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Поэтому актуален поиск новых форм работы. Одной из них является создание мини-музеев в ДОУ. Здесь используются традиционные и не традиционные формы. Привлечение родителей к участию в мини-музеях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по образованию и воспитанию ребенка.
Организация образовательной среды не просто создает условия для общения с родителями, но и способствует проявлению их творческой активности, инициативы. Мини-музей как один из объектов предметно - развивающей среды является трудоемкой, но увлекательной формой взаимодействия ДОУ с семьей. Создание музея способствует установлению эмоциональной близости детско-родительских отношений.
Привлекая родителей к сбору экспонатов для музея необходимо учитывать принципы:
- партнерство родителей и педагогов ДОУ;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
Мини-музей представляет практическую значимость в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. «Общение» с музеем дошкольников развивает наглядно-действенное мышление, любознательность, формирует представление о предметном мире. В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а в мини-музее не просто можно, но и нужно! Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци утверждал, что «в процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Залог хорошего мини - музея в детском саду - его интерактивность. Если детям разрешают рассмотреть вблизи, потрогать, обсуждать особенности экспоната, и даже использовать для игр, - они начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.
В нашем ДОУ уже 3 года действует «Мини-музей детства». Каждый месяц происходит полное обновление экспонатов в зависимости от темы. У нас были:
- музей «Народная тряпичная кукла»
- музей валенка
- музей варежки
- музей «Вокруг света»
- «Усы, лапы, хвост»
- музей динозавров
- музей русского быта
- музей домовят
- «Школа прошлого» и настоящего
- «Парад военной техники»
- «В гостях у сказки»
- «Народная игрушка»
- «Русские народные музыкальные инструменты»
- «Чудо копилки»
- музей камня
- музей новогодней открытки и др.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Патриотические чувства ребенка надо начинать воспитывать со знакомства с традициями и укладом жизни русского народа.
Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры.
В 2023 году у нас в детском саду создан мини-музей «Русская изба».
Какие цели и задачи мы ставили, создавая мини-музей:
1. Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
2. Развивать воображение детей.
3. Расширять и активизировать словарь детей за счёт исконно – русских слов и понятий.
4. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
5. Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.
Заинтересовать родителей в создании мини-музея.
Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности в рамках мини-музея.
Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда. Результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили вышитые полотенца и разноцветные домотканые половички, (приносили чугунки и ухваты). Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинные предметы, посуду и кухонную утварь. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым.
А с каким чувством гордости, собственной значимости они приносили в детский сад какой-либо экспонат. Так по крупицам стали появляться экспоненты музея. Выделили помещение и стали обставлять избу.
Входя в мини-музей в переднем «красном» углу находится стол с самоваром, чашки для чая, баранки, каравай. Над столом расположен образ-иконки.
Сундук накрыт красивым лоскутным одеялом. На сундуке стоит прялка, веретено, на которое сматывались спряженные нити.
В избе есть самодельная русская печь, глиняная и чугунная посуда. В уголочке примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме.
Возле тёплого места в избе стоит люлька. В ней лежит младенец. Люльку можно качать, напевая колыбельные песни.
Много чего есть в русской избе: стиральная доска, керосиновая лампа, коромысло, старинные фотографии. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.
Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.
Мы в избе часто предлагаем слушание русских народных сказок, загадываем загадки, общаемся с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц. Рассказываем детям об игрушках, которые здесь могут увидеть дети, о народных куклах.
Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных индивидуальных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.
Часть занятия проводим в музее, а часть в группе, занятия ведут воспитатели или хозяйка избы. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладным искусством. Весь материал детям преподносим в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие и сделать их более яркими, более запоминающимися.
Особый интерес у детей вызывает самостоятельно производить действие с предметами старины, например, поставить чугунок в печку, гладить белье с помощью валека и рубеля, принести воду с помощью коромысла, играть на старинных музыкальных инструментах, изготавливать куколки своими руками. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ.
Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это — неотъемлемая часть нашей культуры.
Детям нравится посещать музей и узнавать много нового и интересного из прошлого.
Наш мини-музей способствует взаимодействию детского сада с семьей и социумом.
Для повышения компетентности родителей по данной теме, провели ряд мероприятий: консультации «Значение музея в развитии ребенка», «Как себя вести в музее», круглые столы «Мы хотим в музей», «Наша Родина», открытые просмотры «Лучшие коллекции», «Преданья русской старины», семейные часы «Я поведу тебя в музей», «Мой домашний музей», мастер-классы «Изготовление народной игрушки», «Зайчик на пальчик», фольклорные праздники «Коляда, коляда, отворяй ворота», «Широкая масленица», «Веселая ярмарка».
Нам удалось вовлечь родителей в жизнь ДОУ, наладить тесный контакт. Ведь мини-музеи в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а разнообразная деятельности, включающая в себя поиск и сбор материалов, проведение праздников, досугов, исследовательская и проектная деятельность. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, оформляли экспозиции, приносили фотографии, картинки, поделки, макеты, готовили презентации детско - родительских проектов, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, культурному и патриотическому развитию, сблизило их и сделало настоящими партнерами.
Родители в ходе совместной работы стали интересоваться педагогическим процессом, задавали вопросы, предлагали помощь, в результате чего улучшились партнерские отношения между всеми сторонами образовательного процесса.
Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что наш музей имеет большую педагогическую ценность! Создавая мини-музей, мы добились того, что родители наших воспитанников стали активными участниками образовательного процесса, единомышленниками, а не просто сторонними наблюдателями.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО продолжается. Действующий мини-музей детского сада продолжает обновлять свои экспозиции, педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями. Таким образом, мини-музей, созданный руками педагогов, детей и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку.