Наталья Зорихина
Система работы по звукопроизношению средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Она отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Для этого необходима определенная система работы, включающая в себя взаимодействие всех участников коррекционного процесса.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» является проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает и речь и познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
В этом году новинкой коррекции звукопроизношения большой проект, который длился год «Будем говорить правильно». Главной целью проекта являлось : повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, так же коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядно-дидактического материала. Задачи:
1. Вызвать интерес детей к коррекционным занятиям.
2. Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.
3. Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).
4. Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР во всех видах деятельности : на занятиях, в играх, в режимных моментах.
5. Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.
6. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.
В ходе работы над данным проектом дети совместно с родителями презентовали свои проекты на семейной гостиной «Мои звуки – мои друзья» : «Секреты звука С», «Приключения звука Л», «Я дружу со звуком Ж», «Я дружу со звуком Ш», «День рождения звука Л», «Весело играем – звуки закрепляем», «Веселые звуковички», «Мой красивый звук «Р», «Путешествие в город мастеров», «Сказки-подсказки» и многие другие. Данные проекты были оформлены в файловые папки и сейчас используются как дидактическое пособие. Было проведено много занятий и совместных развлечений с родителями: «Веселые игры с Речевичком», «День рождения звука Р», «Семейная игротека», «Меморина-звукорина», «Звуковой калейдоскоп», «Неделя правильной речи», «Трудный звук – ты наш друг». В конце года оформляется фотостенд с интересными мероприятиями при реализации проекта.
Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому проводила в течение года родительские консультации, на которых рассказывала, каких успехов мы достигли. А также проводила семинары-практикумы, где учила родителей, как нужно заниматься дома. В группе есть уголок «Советы логопеда», где давала рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Размещала в родительском уголке логопедическую газету «Будем говорить правильно, каждый выпуск был посвящен определенной тематике по коррекции и развитию речи: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», «Правильно дышим – правильно говорим», «Тренируем фонематический слух» и др.
В ходе работы над проектом у детей повысился интерес к логопедическим занятиям, они научились планировать свою деятельность, улучшилось качество звукопроизношения, повысился уровень психических процессов. Проектная деятельность в настоящее время – перспективная форма логопедической работы, приносящая положительные результаты.